Home > Статьи > Проективно-ресурсная артпедагогика

Проективно-ресурсная артпедагогика

Проективно-ресурсная артпедагогика

Автор методики: Хащанская Мария Карловна, преподаватель кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.

1.     Определение

Проективно-ресурсная артпедагогика «Творчество как ресурс» – методика, позволяющая за счет активизации жизненного ресурса в короткий срок овладеть языком изобразительного искусства как инструментом самопознания и творческого самовыражения. Результат достигается благодаря интеграции методов практической психологии и образовательных методик обучения языку изобразительного искусства. Методика может быть использована для повышения мотивации к обучению, как детей, так и взрослых, включая людей пожилого возраста, а также для профилактики профессионального выгорания и личностного развития.

Методика запускает процесс личностного и творческого роста. Успешное овладение изобразительным языком дает богатые возможности для раскрытия творческого потенциала, что, в свою очередь, создает условия, при которых развитие и обучение становятся осознанной ценностью и потребностью человека.

Данная методика успешно реализуется как авторская программа повышения квалификации педагогов и психологов «Методы и технологии артпедагогики в освоении языка изобразительного искусства» (72 часа) на кафедре культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования с 2011 года, в работе с пожилыми людьми (университет «Серебряный возраст», Санкт-Петербург), с 2010 года, в работе с детьми от 5 лет в течение 15 лет.

Актуальность проективно-ресурсной артпедагогики обусловлена современными социокультурными процессами, диктующими новые подходы к обучению и развитию.

 

2. Сущность методики

Основные принципы:

·       использование проективных изобразительных методик и метафорических практик, метода направленной визуализации, стратегии визуальной коммуникации, коммуникативных практик, приемов саморегуляции с целью создания ресурсного пространства, работающего как резонатор усиления творческих способностей участников обучения;

·       использование смысловых тем, как фокуса внутреннего мира и окружающей реальности для психологической коррекции и активизации творческого восприятия и самовыражения. Использование системного подхода, для выявления подобия системы первоэлементов, или природных стихий, и внутреннего мира человека как системы психологических характеристик;

·       интеграция методов практической психологии с обучающими методами и технологиями;

·       использование методик освоения культурного наследия для решения обучающих и развивающих задач, а также для психологической коррекции.

 

Основные процессы:

·       знакомство участников и создание безопасного ресурсного творческого пространства как образовательной среды, способствующей мотивированному обучению;

·       знакомство с основными законами цвета и принципами их отображения в материале; освоение изобразительных материалов и техник;

·       активизация творческого потенциала через работу со смысловой темой;

·        отображение внутреннего переживания темы в материале;

·       подведение итогов, рефлексия.

 

Содержание обучающего курса

Программа включает теорию и практику обучения законам цветового круга в интеграции с методами практической психологии и может быть реализована в разных форматах. Занятия объединены основной смысловой темой «Природные стихии».

Содержание обучающего курса, проводящегося по методике проективно-ресурсной артпедагогики, включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Вступительная часть содержит вводное занятие объемом 4-8 учебных часов, на котором участники знакомятся с преподавателем, с содержанием курса, с самими собой и друг с другом (через проективные тесты и методики). Основная часть представляет собой собственно обучающий курс, в ходе которого происходит освоение теории цвета, получение умений и навыков работы с изобразительными материалами и различными изобразительными техниками. Для повышения интереса к обучению, а также для осознания процесса обучения как ресурсного в занятия интегрированы методы практической психологии, позволяющие участникам личностно переживать темы занятий и творчески выражать себя с помощью освоенных изобразительных знаний и умений. Заключительная часть проводится как итоговая выставка всех творческих работ, созданных в течение курса. Также в заключение могут быть заполнены специально разработанные анкеты, помогающие участником осознать результаты обучения, а преподавателю подвести итоги своей работы.

 

3. Теоретические и методологические аспекты

 

Методика опирается на следующие основные подходы и направления педагогики, психологии, психотерапии, социологии:

 

·             П. Сорокина, разработавшего теорию социокультурной динамики[1], которая представляет процесс социокультурного развития как системный процесс[2];

·             Э. Ноймана, который рассматривает процесс развития человеческого сознания как системный процесс[3];

·             Р. Ассаджиоли [26], создателя психосинтеза – метода психотерапии, саморазвития и интегрального обучения, основанного на том, что глубокое постижение своей аутентичности, выявление и анализ составных частей личности и их последующий синтез на основе своей глубинной сущности позволяет обрести внутреннюю гармонию, целостность, расширить границы восприятия и осознавания. Для данной методики особое значение имеет то, что психосонтез «может использоваться человеком для самовосприятия, ускорения внутреннего роста и самоактуализации, что должно быть целью, внутренней потребностью, жизненной экзистенциальной необходимостью каждого. Таким психосинтезом должен заниматься или, по крайней мере, пытаться серьезно заниматься любой врач, общественный работник и педагог (включая родителей)»[4];

·             Б. Неменского, разработавшего программу преподавания изобразительного искусства, предполагающую предварительную настройку на тему занятия через использование зрительного, литературного и музыкального ряда[5];

·             проективной психологии[6], использующей внешне разнородные способы исследования личности, предполагающие осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы и явления;

·             арт-терапии, использующей средства искусства и творческого самовыражения для воздействия на психоэмоциональное состояние, а также для развития, поддержки и психологической коррекции личности;

·             аутогенной тренировки и саморегуляции, позволяющим эффективно восстанавливать и активизировать внутренние ресурсы[7].

 

 

4.     Используемые психотерапевтические подходы и методы практической психологии:

·          системный подход в психологическом консультировании (структурные расстановки психологических качеств, ролевые расстановки, расстановки целеполагания – техники, основанные на феномене замещающего восприятия);

·         — психосинтез (самопознание, поиск и осознание внутреннего центра как основы собственной целостности);

·         — символдрама (направленная визуализация);

·         — аутогенная тренировка (практика психическойсаморегуляции);

·         — метафорические практики (метафорические ассоциативные карты, метафорическая работа с камнями и другими природными объектами, а также с объектами культурного наследия, работа с образными, музыкальными и литературными метафорами);

·         — сказкотерапия (сказка как метафора);

·         — арт-терапия (отображение внутренних состояний и переживаний изобразительными средствами с последующей рефлексией);

·         — метод генограммы (для активизации ресурса семейной системы в работе с архетипическим символом дерева).

 

5.     Основные отличия от родственных методов

·         методика интегрирует обучающие методики и технологии с методами практической психологии;

(методика имеет специфическую интегрированную цель – овладение и теорией и практикой изобразительного искусства как средством самопознания и самовыражения);

·         создание безопасного ресурсного творческого пространства как образовательной среды, способствующей мотивированному обучению;

·         использование смысловых тем как фокуса внутреннего мира и окружающей реальности для психологической коррекции и активизации творческого восприятия и самовыражения;

·         работа с произведениями искусства для согласования личностных смыслов и ценностей с архетипическими общечеловеческими смыслами и ценностями.

 

6. Показания, противопоказания и границы применения методики:

6.1. Показания:

1. Для обучения детей и взрослых, в том числе, в группах, где дети обучаются с родителями совместно, изобразительному искусству, мировой художественной культуре, а также и другим областям знания: повышение мотивации к обучению, активизация способностей в пространстве групповой работы, активизация и развитие творческого потенциала.

2. Для повышения адаптивности: устойчивость к стрессам, управление эмоциональным состоянием в ситуациях принятия решений, усвоение новых знаний.

3. Для преодоления личностных и профессиональных кризисов: профилактика профессионального выгорания, коррекция профессиональной деформации личности.

В качестве развивающей практики (обучающие семинары, тренинги):

1. Активизация ресурсов: через интерес к себе активизируется творческий потенциал, развиваются и реализуются способности, расширяется сфера восприятия, обучение и развитие становятся потребностью и ценностью.

 

6.2. Противопоказания:

Абсолютные:

·       психотические расстройства с продуктивной симптоматикой;

·       психосоматические заболевания в стадии обострения, требующие немедленной медикаментозной коррекции.

·       поздние токсикозы беременных

·       угроза прерывания беременности на любом сроке

·       ситуации, требующие других видов помощи (социальной, юридической и др.) по жизненным показаниям

 

6.3. Границы применения методики:

 

Проективно-ресурсная артпедагогика может использоваться при обучении детей и взрослых изобразительному искусству, мировой художественной культуре, другим теоретическим знаниям и практическим умениям.

Методика может применяться в практике образовательных учреждений, как дошкольных, так и школьных, при работе со студентами, в системе повышения квалификации учителей, психологов, социальных работников в формате уроков, внеурочных занятий, обучающих семинаров, в том числе, интенсивов, тренингов. Как показывает практика, преподаватели других предметов после прохождения обучения по данной методике разрабатывают специфические задания, соответствующие своему предмету, в логике проективно-ресурсной артпедагогики.

Для детей 5-7 лет занятия могут проводиться 1-2 раза в неделю по 40 минут. Для детей 8-12 лет занятия будут эффективны в режиме двух учебных часов 1-3 раза в неделю, или в формате внеклассных. С 13-14 лет можно проводить занятия по 2-4 учебных часа.

Также данная методика может быть использована при работе с пожилыми людьми, сохранившими физическую активность в достаточной для изобразительной деятельности форме, и способствует в работе с этой аудиторией социальной адаптации, сохранению интереса к жизни, способностей к эмоциональному и чувственному восприятию, навыков мелкой моторики. Для этой категории обучающихся занятия следует проводить 1-2 раза в неделю по 2-4 учебных часа.

Проективно-ресурсная артпедагогика эффективна для психологической разгрузки, если занятия проходят в щадящем режиме – один-два раза в неделю по 4-8 учебных часов. Для обучения и личностного развития занятия могут проводиться также и в режиме интенсивов.

Обучающие семинары могут проводиться автономно, но наиболее эффективна методика при ее реализации в объеме полного курса.

 

 


[1] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. – 542 с.

 

[2] Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. — М.: Наука, 1997. -351с.

 

[3] Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук, 1998 г. – 464 с.

 

[4] http://do2.gendocs.ru/docs/index-427633.html?page=67, дата обращения 23.08.2013.

 

[5] Неменский Б. М. Педагогика искусства. М.:  Просвещение, 2012 г., 272 с.

 

[6] Проективная психология. Беллак Леопольд, Абт Лоуренс Эдвин, Франк Лоуренс К., Меррей Генри. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.

 

[7] Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. М.: Медицина., 1985 г. – 32 с.

 

Comments are closed.