Методическое пособие для специалистов служб психологического сопровождения

Март 31, 2018 at 11:35Category:Статьи

Методическое пособие для специалистов служб психологического сопровождения

Methodical manual on psychological diagnostics 

Диагностика детско-родительский отношений в замещающих семьях: Автор-составитель: Сухорукова Л.И. – педагог-психолог отдела сопровождения замещающих семей ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семьи и детям»: Южно-Сахалинск, 2018

Аннотация: в связи с необходимостью повышения психолого-педагогической грамотности замещающих родителей, изучения воспитательного потенциала семьи, создания комфортного перехода ребенка в условия замещающей семьи, повышения качества работы служб сопровождения замещающих семей, снижения доли повторных отказов от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработан диагностический материал по определению воспитательного потенциала родителей. Пособие содержит необходимый материал для организации диагностического обследования замещающих родителей и приемных детей и адресовано специалистам служб сопровождения замещающих семей, педагогам-психологам.

ВВЕДЕНИЕ

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребёнка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, доверия к окружающему миру, половой идентичности и др. Без этих новообразований ребёнок не сможет стать полноценным субъектом межличностных отношений и адекватно включиться в социальное пространство общества. Поэтому так важно выстроить комплексную систему помощи детям, оставшимся без родительского попечения и переданным на воспитание в замещающую семью. Замещающая семья – форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребёнка. В образовавшемся пространстве замещающей семьи происходит адаптация всех её членов к новым условиям. И от того, как пройдет этот процесс, зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность её функционирования. Поэтому одной из основных задач сопровождения замещающей семьи является повышение психолого-педагогической и социальной компетентности приемных родителей. В процессе воспитания ребёнка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребёнку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребёнком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль, находящий выражение в типе семейного воспитания. Для правильного выстраивания детско-родительских отношений в семье необходимо определить все вышеперечисленные компоненты. И в этом может помочь психологическое обследование семьи, с помощью специальных психодиагностических методик. Результаты психодиагностического обследования, позволяют также выявить ресурсы семьи, возможные проблемные точки, осуществить прогноз адаптации ребёнка в новой среде и, в случае необходимости, организовать коррекционно-развивающую работу в этом направлении. В пособии представлены диагностические методики, направленные на изучение детско-родительских отношений, которые можно использовать в работе с замещающими семьями.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………… 3

Содержание………………………………………………………… 4

Раздел I. Рекомендации по проведению диагностического обследования детей и родителей…………. 5

Раздел II. Диагностика детско-родительских отношений глазами детей ………………………………………. 7

Тест «Рисунок семьи» …………………………………………… 7

Тест «Семья животных»…………………………………………. 13

Методика «Два дома» (И.Вандвик, П.Экблад)…………………. 14

Тест «Почта» (Е. Антони, К. Бине)……………………………… 16

Тест «Незаконченные предложения» (модификация В. Михала)……………………………………… 19

Методика Рене Жиля…………………………………………….. 21

Опросник «Подростки о родителям» (З.Матейчик, П.Ржичан)…………………………………………. 37

Раздел Ш. Диагностика родительских представлений, установок и родительского отношения…………………………. 57

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис)……………………………… 57

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)………………………………………… 70

Методика «Родительское сочинение»…………………………… 75

Раздел IV. Диагностика детско-родительских отношений в паре «родитель-ребенок»………………………………………. 78

Список литературы………………………………………………. 80

Приложение 1…………………………………………………….. 81

Приложение 2…………………………………………………….. 82

Приложение 3…………………………………………………….. 94

Приложение 4…………………………………………………….. 96

С пособием можно познакомиться по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1LsVeLw8dIhDVnn-UuS-VjaCw6wbNDlYi/view?usp=sharing 

The potential of reflexive methods of art-pedagogics

Май 14, 2017 at 22:15Category:Статьи

The potential of reflexive methods of art-pedagogics
Потенциал рефлексивных методов в системе постдипломного образования.
В статье представлены арт-педагогические технологии развития способности к рефлексии у воспитывающих взрослых «Воздух» и «Диалог с Черным квадратом».
The potential of reflexive methods

Зима

Март 7, 2016 at 01:32Category:Творчество

cat

Март 7, 2016 at 01:04Category:Творчество

 

Системный подход и принцип гармонии

Апрель 17, 2015 at 23:40Category:Статьи

         Системный подход и принцип гармонии

     ХАЩАНСКАЯ М.К.     

ст. преподаватель кафедры культурологического образования СПб АППО

                                     e-mail: elle-e@mail.ru

Обсуждается понятие гармонии как критерия жизнеспособности систем. Рассматриваются основные системные законы. Приводятся сравнительная таблица и схема социокультурной динамики, основанные на типологии П. Сорокина. Динамика смены эпох рассматривается как волновой процесс. Описываются тенденции, проявляющиеся в современном мире, которые подготавливают смену типов восприятия и познания мира, выводя на первый план системный подход и системное мышление.

 

Ключевые слова: гармония, системный подход, системное мышление, смена культурных типов

Наблюдай за свойствами расширения и сжатия

в пальцах твоей ладони:

после сжатия кулака

наверняка приходит разжатие.

Если бы пальцы всегда были сжаты

Или всегда разжаты,

Их владелец стал бы увечным.

Твое продвижение направляется

этими двумя свойствами,

они необходимы тебе

как два крыла – птице.

Джалал ад-дин Руми (Маснави, III, 3762-3766)

 

   Введение. Волновой принцип гармонии

  Сжатие и разжатие кулака, день и ночь, повторяющаяся череда смены времен года, циклы рождения и смерти, периоды     процветания, сменяющиеся кризисами  и социальными потрясениями, смех и плач, радость и печаль — все в мире, который окружает   нас, и который мы можем наблюдать, ритмично колеблется, представляя собой гармоничные вибрации.

 

   Согласно учению Пифагора, небесные тела, вращаясь вокруг центрального огня, издают звуки, сочетание которых образует гармонию сфер, не воспринимаемую обыкновенным человеческим ухом. Каждая из сфер (Луна, Солнце, пять планет, неподвижные звезды), при вращении издает свой музыкальный звук. При этом расстояние между сферами и издаваемые ими звуки соответствуют гармоническим музыкальным интервалам. Но ведь музыка, звук имеет волновую природу. Как известно, волны представляют собой синусоидальные гармонические колебания, которые называются гармониками.

Духовные прозрения пифагорейцев были подтверждены астрономами в 18 веке, открывшими существование определенной закономерности удаленности планет солнечной системы от Солнца (правило Тициуса-Боде) /8/. 

Речь в данном тексте идет именно о вибрации, то есть волне, развернутой в трехмерном пространстве. Согласно образу мира, идущему от Платона и неоплатоников, процесс развития происходит посредством эманации и эволюции тончайших энергий абсолюта, нисходящих в материю, одухотворяющих ее и восходящих назад к своему источнику. Идею нисхождения и восхождения в круговороте Духа мы встречаем в Ветхом завете как лестницу Иакова. Об этом говорит и Данте, описывая нисхождение по кругам ада, а затем восхождение на вершины божественной иерархии. Эту энергию в различных духовных и философских доктринах называют по-разному – Любовь, Свет, Слово, Логос, Истина, Дух… Распространяется она посредством вибраций. Вибрация подобна спирали. Эманации от Источника представляют собой разжимающиеся, разворачивающиеся спирали, Эволюционные восходящие потоки – это сжимающиеся, сворачивающиеся спирали.

 Согласно учению гностиков, акт творения мира заключался в том, что Единое сначала разделилось на два, затем на три, и продолжало дробиться, пока не рассеялось на бесчисленное множество. А затем бесчисленные частицы Единого начали тяготеть друг ко другу, собираясь воедино, все полнее проявляя при слиянии принципы Единого в своем стремлении к совершенному слиянию с ним /9 /.

Согласно древнеиндийской космогонии, вселенная дышит, с выдохом проявляя множественность вещей в материи, и сворачиваясь внутрь себя, втягивая все проявленное в состояние непроявленной потенции со вдохом /10/.

 

Гармония — понятие системное, поскольку она  описывает состояние системы как целого, состоящего из разнообразных частей. В греческой философии этот термин указывал на внутреннюю цельность реальности, наличие нерушимых связей, объединяющих отдельные части Универсума. Говоря о ней как о соразмерности, мы предполагаем существование некой меры, удерживающей составные части системы в соотношении, которое делает систему не просто набором элементов, а целым, не равным сумме частей.

 

Гармония — (от греч. αρμονια — связь, скрепление, соглашение, порядок, лад, соразмерность, стройность) — Одна из фундамент. категорий философии и эстетики. Означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо; неконфликтное соединение различного, единство противоположностей; внешнее выявление меры бытия внутр. порядка, установление пропорциональности, симметрии и т. п. В греч. философии термин указывал на внутр. цельность реальности, наличие нерушимых связей, объединяющих отд. части Универсума /5/.

 

Русский физиолог П.К. Анохин дал следующее замечательное определение системы: "Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимоСОдействия компонентов на получение фиксированного полезного результата" /1/.

Гармония – это критерий жизнеспособности системы. Это способ  функционирования любой системы, заключающийся в ритмичном перетекании противоположностей друг в друга. Пульсация противоположностей, разворачивающаяся и сворачивающаяся в трехмерном пространстве, вызывает к жизни центробежную силу, связующую все элементы системы в единый организм.

 Если связи или отношения, объединяющие отдельные части в единое целое, нарушаются, система начинает распадаться или трансформироваться ,стремясь восстановить гармонию любыми средствами.

                         

Основные системные принципы

 

Системный подход – это возможность увидеть мир по-новому, пронизанным многообразием взаимосвязей, взаимовлияний, взаимодействий. С точки зрения системного подхода мироздание выстраивается в иерархию, функционирующую в соответствии с принципом подобия – что вверху, то и внизу. И согласно этому принципу, живут и развиваются системы, составляющие мировую иерархию.  Все они действуют по одним и тем же универсальным законам, которые можно назвать системными. Постижение универсальных закономерностей сводит сложные вещи к простым.

На основании трех основных системных законов  Берт Хеллингер /7/  создал метод системного консультирования, который находит все более широкое применение в психологи, педагогике, медицине, бизнес консультировании и может быть с успехом использован практически в любой сфере человеческой деятельности. Эти законы описывают взаимоотношения между элементами системы.

 Закон принадлежности состоит в том, что ни один элемент системы не может быть исключен из нее. Если же какой-то элемент исключается из системы, другой из оставшихся будет замещать его, выполняя его функции и проявляя его динамику, чтобы восстановить полноту системы. Например, если человек теряет какой-то орган, другие начинают компенсировать его работу. Так у слепых обострены слух и осязание. При удалении почки разрастается вторая, работая вдвойне. Или, в случае экологической системы, когда исчезает какой-то вид животных, другой начнет замещать его. В случае семейной системы часто исключенными членами являются абортированные дети. И кто-то из живущих расплачивается болезнью,  травмами, зависимостями, психическими расстройствами или жизненными неудачами, сигналя о том, что в системе нет полноты.

Закон иерархии или порядка говорит, что все элементы системы выстраиваются в строго определенном порядке друг относительно друга. Для каждой системы этот порядок определяется ее целями, задачами и способом ее функционирования.

При нарушении этого закона элементы системы, да и сама система в целом, не выполняют своих функций и задач и не достигают своих целей. Например, если нарушается порядок в семье —  дочь начинает выполнять роль матери для своей матери, или сын замещает для матери ее партнера и т.п., в семейной системе происходит сбой, отношения искажаются. Часто при этом дети не могут полноценно проживать свою жизнь, беря на себя бремя родителей.  Какое-то время система будет функционировать, компенсируя подобные искажения болезнью или трудностями и проблемами. Но проблемы будут накапливаться, и рано или поздно настанет время, когда равновесие больше невозможно будет поддерживать.

Закон баланса заключается в соблюдении отношений «брать»  и «давать» и подобен закону сохранения энергии.

 

Системный подход переносит акцент с предметов и явлений на связи и отношения между ними. Знание системных законов открывает для человека возможность по-новому воспринимать и осмыслять вещи и явления внутреннего и внешнего мира.

 

Смена культурных типов как системная закономерность

 

Мы живем в эпоху перемен. Древние китайцы желали жить в эпоху перемен только самым злейшим врагам, зная, что перемены подобны стихии, неистово сметающей все на своем пути. Кого-то они выносят на гребень, других низвергают на самое дно, третьих лишают жизни. Если проводить аналогию с волной, то самое безопасное положение — быть на гребне. Находясь на гребне, мы можем видеть  далеко вокруг. Такое видение дает понимание ситуации и возможности правильных действий.

Способность видеть вперед, просчитывая ходы, называют предвидением. Предвидение помогает достичь цели кратчайшим путем, не делая лишних движений. Того, кто способен достигать цели кратчайшим путем, называют Мастером. Слово «master» переводится с английского языка как «хозяин». Человека, который умеет ставить правильную цель и достигать ее, можно назвать хозяином жизни.

Системный подход все глубже проникает в разные сферы жизни человека, позволяя видеть возможные действия и их последствия и на основе такого объемного видения выбирать правильное решение, способствующее достижению цели.

Как относиться к этому новому способу восприятия мира – системному? Что это – дань моде или новая культурная волна, закономерно приходящая на смену научному мышлению?

 

В середине 20 века русский социолог Питирим Сорокин в работе «Социокультурная динамика» /6/ показал закономерности смены типов культуры. Согласно этой теории, наше время является эпохой распада чувственной культуры. По Сорокину типы человеческой культуры ритмично колеблются от чувственного к сверхчувственному. В переходные периоды от сверхчувственной культуры к чувственной можно наблюдать высочайший расцвет культуры, как это было в эпоху Возрождения или в период греческой классики. Сорокин выделил эти периоды в тип культуры, который он назвал идеальным.

При смене культурных типов происходит разрушение всех ценностей, правил и канонов, сопровождающееся хаосом во всех социальных сферах. Примером такого переходного периода является эпоха эллинизма. Время, в которое мы живем, также является переходным. Войны,  социальные потрясения и природные катаклизмы, смешение культур, высокий уровень миграции по всему миру и т.п. подтверждают опасность, о которой предупреждал Сорокин — человечество стоит на грани самоуничтожения. При этом Сорокин предположил, что избежать этого возможно, если, консолидируя позитивные силы, сознательно направить развитие цивилизации по новому культурному типу — интегральному. Под интегральным он понимал сочетание того лучшего, что несут чувственная и сверхчувственная культура.

Рассматривая пульсацию типов культуры, Сорокин принимал критерием присущие им ценности. Сверхчувственная культура ставит во главу угла ценности, непознаваемые физическими органами чувств. Ценности чувственной культуры  познаются посредством чувственного восприятия.

Конечно, это модель. В реальной жизни культура несет ценности и того, и другого типа. Но обычно имеет место доминирование какого-то одного, если это не переходный период, когда и тот, и другой тип восприятия значимы.

Перетекание одного типа культуры в другой происходит плавно и последовательно при переходе социума на более высокую ступень самоорганизации и связано с расширением границ мира и диапазона мировосприятия. Человек начинает воспринимать и чувствовать закономерности и явления большей системы, и при этом его прежний опыт вступает в противоречие с открывающейся перспективой нового. При переходе от чувственной к сверхчувственной культуре постижения этого нового случаются в виде озарений, предчувствий, интуитивных догадок. Они получают проявление в  символических канонах сверхчувственных культур, как, например, в канонических культурах Древнего Египта, или западноевропейского Средневековья. Само новое знание усваивается вначале узким кругом посвященных, а затем распространяется все шире в массы, превращаясь в обыденное, понятное, практически используемое в повседневной жизни. При этом формируется чувственная культура, в которой уже изначально зреет зерно следующего витка сверхчувственной культуры.

 

В этом ракурсе можно построить гипотетическую модель описания доступных  общечеловеческому опыту исторических эпох в виде таблицы.

 

 

Временной период

Тип культуры

Преобладающие ценности

Способ восприятия

(способ познания мира)

Характерные формы проявления культуры

Характерная форма общественного сознания

Индивидуальное сознание

100 т.л. до н.э. – 40 т.л. до н.э.

до появления речи

Сверхчувственный

Культ предков

Сверхчувственный

 

интуитивный

Ритуалы культа предков, кормление покойников в захоронениях

мистика

Коллективное в слиянии с природой

40 т.л. до н.э. –

10 т.л. до н.э.

появление речи

Первобытная культура

 

Чувственный

Природа, животные, их плодовитость.

 

Чувственный

 

образный

Наскальная живопись

Искусство

 

Индивидуальное

Начинает осознавать себя как члена рода, отделенно от природы

10 т.л. до н.э. –

1.5 т.л. до н.э.

Канонические культуры Древнего Египта, Индии, Китая. Речные цивилизации

Сверхчувственный

Повторяемость природных циклов, незыблемость их чередования

 

Сверхчувственный

 

символический

мистерии

мифология

Коллективное – осознает себя как часть общества, государства

1.5 т.л. до н.э. –

4 в. до н.э.

Античная Греция

Морские цивилизации

Чувственный

Человек как мера всех вещей.

 

Чувственный

 

логический

архитектура

философия

Индивидуальное

Начинает осознавать себя как гражданина свободного полиса

5 в. до н.э. – 4 в. до н.э.

Греческая классика

 

Идеальный

Человек как гармоничная личность, идеалы гармонии

 

смешанный

Синтез искусств

смешанная

смешанное

2 в. – 14 в.

Средневековая культура Западной Европы, культура Византии,

 

Сверхчувственный.

Бог, Святой Дух, горний мир

Сверхчувственный

 

абстрактный

литература

религия

Коллективное

Конфессиональное

 

1475 г. – 1525 г.

Эпоха Возрождения

Начало межматериковых коммуникаций

Идеальный

Совершенный человек-творец, подобный  Творцу

смешанный

Синтез искусств.

Зарождение наук

смешанная

смешанное

 16 -17 в.в. – начало 20го в.

Эпоха Просвещения,

процесс глобализации – мировые коммуникации

Чувственный

Человек как преобразователь, покоритель и хозяин природы

Чувственный

 

рациональный

Естественные и технические науки. Научно-технический прогресс

наука

Индивидуальое – осознает себя как творческая личность, отвтственная за свою жизнь

Конец 20го начало 21го вв

Космические цивилизации. Коммуникации на уровне Солнечной системы

Интегральный.

Человек как самоорганизующаяся система и элемент самоорганизующейся системы – человеческого социума

интегральный

Системное восприятие, системное мышление

Системный подход в многочисленных культурных формах

Системный подход

Интеграция индивидуального осознания себя как самоорганизующейся системы и коллективного осознания себя элементом социума как самоорганизующейся системы

 

Упрощенно можно представить этот процесс в виде схемы:

дерево культуры

 

 

 

 

В человеке, как в самоорганизующейся системе, заложено стремление к развитию и совершенствованию.  Совершенствование – это стремление к завершенности.  Завершено бывает то, что полностью и оптимально выполняет свое назначение. Совершенство представляет собой некую законченную стадию творения, готовую пройти трансформацию для следующего витка развития.

С каждым витком развития человек все более глубоко познает себя, переходя от переживания своей целостности с природой, нераздельного единства с ней, будучи связан с ней, как ребенок связан с матерью пуповиной, до переживания отделенности от природы, осознания себя элементом большей системы, которая включает в себя и природу, и человека, и человеческое сообщество – род – в эпоху первобытной культуры.

Затем, на новом витке, снова проявляется переживание своей причастности к общине, которая постепенно трансформируется в государство, в эпоху канонических сверхчувственных культурных типов.

 Далее, во времена чувственной культуры античности, человек снова начинает отделяться от целого, осознавая себя свободным гражданином города-государства, античного полиса, включенного в более широкую систему городов-государств.  В эпоху античности человек осознает себя как высшую ценность бытия, «меру всех вещей», в своем потенциальном совершенстве и гармонии. Он становится индивидуумом с развитой психикой. Мы видим развитие этого процесса в произведениях сменяющих друг друга античных драматургов – Эсхила, Софокла, Еврипида.

Сверхчувственная христианская культура Средневековой Европы снова проявляет тенденции к целостности. Человек стремится  стать маленьким членом большого сообщества, теряя в этом свою индивидуальность. Именно в это время возникают мировые религии, конфессионально объединяя верующих в сообщества мирового масштаба, не ограниченные рамками одного государства.

В последующую эпоху чувственной культуры снова  ярко проявляется индивидуализм, и человек, выходя за рамки конфессионализма, начинает осознавать себя личностью мирового, а затем и  космического масштаба.

Наше время является эпохой распада очередного витка чувственной культуры. Иной тип культуры, следующий за ним, только начинает заявлять о себе в форме инноваций в образовании, психологии, медицине, экологии и других отраслях, хотя ведущие позиции в этих сферах чаще занимают люди, для которых все еще более значимы чувственные ценности. Новый тип культуры дает о себе знать кризисом общественных, политических и гуманитарных наук. Технические и естественные науки начинают отражать и подтверждать философские, мировоззренческие и духовные истины, тем самым, отвечая потребностям рацио искать научные доказательства проявлениям сверхчувственного.

О переходе к сверхчувственному восприятию свидетельствуют и всплеск интереса к мистике и эзотерике, и массовое увлечение ориентальными духовными практиками, и появление всевозможных культов и сект. Распространение наркомании также говорит о стремлении уйти в пространство психоделической реальности. В литературе одним из самых популярных жанров становится фэнтези. Александр Грин, писатели-фантасты, Толкиен, Макс Фрай, Ник Перумов, Прэчет и другие творцы миров и реальностей находят многочисленных поклонников. Видео, виртуальная реальность Интернета и компьютерных игр, возможности быстро создать на компьютере любые изображения и звуки, гиперактивные тексты – все это способствует выходу человеческого восприятия  за пределы чувственного.

Расширяются границы сферы действия человека. Во-первых, человек вышел за пределы своей планеты, активно исследуя и используя ближнее космическое пространство, тем самым, переходя на новый системный уровень. Во-вторых,  человек начинает вторгаться в пределы  микромира, используя свои достижения в этой сфере в практических целях.  В-третьих, человек проник внутрь живой клетки и научился воздействовать на генетический код живых организмов / 4/. В-четвертых, новые возможности коммуникаций и Интернет дают доступ к неограниченным объемам информации. И человеку требуются новые возможности для того, чтобы обработать такое количество информации. Системный подход позволяет упорядочить большие объемы информации, поскольку системные законы позволяют сводить сложные вещи к простым, как уже упоминалось выше.

Замечая колебательные процессы в природе, жизни социума и внутриличностной сфере, мы все глубже проникаем в причины происходящих изменений, получая при этом все более широкие возможности прогнозирования будущих событий. И будущее, и само понятие времени приобретают при этом свойство быть многовариантными.

Возможно, одна из программ развития и реализации человека как живой самоорганизующейся системы связана с постепенным раскрытием наших способностей к восприятию и обработке поступающей информации. В процессе эволюции вступают в действие все новые механизмы восприятия сигналов извне и все более сложные новые механизмы реагирования живой системы на эти сигналы.  Меняется восприятие – меняется и тип культуры. Причем, восприятие не просто колеблется между сверхчувственным и чувственным. На каждом витке этой спирали новые возможности добавляются к уже имеющемуся опыту. Так системное мышление формируется на основе предшествующего ему научного, несмотря на то, что оно подтверждает вещи, которые отвергает наука.

Развитие системного мышления,  которое позволяет увидеть многие вещи объемно, выявляя их с разных точек зрения одновременно, является неотъемлемой чертой нашего времени и закономерным продолжением волновых процессов смены  культурных типов. Многие идеи, которые еще полвека назад, когда Сорокин писал свою «Социокультурную динамику» /6/, казались безумными и крамольными с точки зрения научного способа познания мира, сегодня выглядят закономерными и естественными. Системный подход становится все более актуальным, проникая в самые разные сферы культуры и науки.  В том числе, системный подход с успехом используется в психотерапии, бизнес консультировании, диагностике и лечении психосоматических заболеваний, в работе с травмами, в арттерапии, терапии цветом, терапии творчеством и пр. Знание и использование системных принципов дает ключ к постижению состояния внутреннего согласия и гармонии с внешним миром.

Литература:

1. Анохин П.К. принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. 1973г. http://www.raai.org/library/books/anohin/anohin.htm

2. А.Н.Ануашвили. Система зрительного восприятия интеллектуального робота. Кандидатская диссертация. М., 1977

Разработка нового принципа и технических

решений для восприятия изображения подвижного

объекта : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.

т. н. / АН СССР. Ин-т пробл. упр. (автоматики и

телемеханики). — М., 1990. — 48 с.

 

3. Зеличенко А.И. Разговоры  ученого  с учителем. М.: ИздательствоТрансперсонального Института, 2000  г.

4. Каган М. «Человечество на пороге 3го тысячелетия». Лекция в РГУ, С-Пб, 2000г. Аудиозапись

5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь http://slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg1/rg1-1767.htm?text=%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F&stpar1=1.1.6

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. – 542 с.

 7. Хеллингер Б. Любовь Духа. М., 2009. – 542 с.

8. http://forstudent.msk.ru/1/16746b.htm

9. http://apokrif.fullweb.ru/gnost/about_pistis.shtml

10. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.36583_1.html

 

2. А.Н.Ануашвили.  Объективная психология на основе волновой

модели мозга. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Экон-Информ ; Варшава :

[б.и.], 2008. — 291 с.

5. Капра Фритьоф — Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. — К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. — 336 с.

 

Артпедагогические технологии (практические моменты)

Июнь 3, 2014 at 03:23Category:Статьи

Артпедагогические технологии (практические моменты)

1. Выбор темы, предназначенной для освоения определенных навыков и умений, осуществляется так, чтобы эта тема была близка участникам образовательного процесса, чтобы она их касалась, затрагивала личностно, волновала и творчески вдохновляла. Это происходит, когда сама тема и то, как она подается, резонирует с общечеловеческими ценностями.

2.Тема обсуждается участниками в формате фасилитированной дискуссии, когда каждый может высказать свое мнение, с уважением относясь к мнению другого. При этом происходит обучение участников коммуникативным навыкам.

3. Следует включать участников обучения в тему не только когнитивно, но и телесно, и эмоционально. Для этого используется зрительный, музыкальный, литературный ряды, движение, визуализация, включающая воображение, работа с метафорой. Возможно включать театрализацию.
Погружение в тему создает своеобразную тематическую среду, атмосферу, находясь в которой участники выполняют обучающие задания и упражнения, занимаются исследовательской и творческой деятельностью.

4. Важным элементом процесса обучения является обратная связь и (или) интерпретация результатов. Она также может проводиться в виде фасилитированной дискуссии, направляемой педагогом-фасилитатором. 

Обучение может проходить индивидуально и в форме коллективной работы.  Коллективная работа может помочь участникам осваивать коммуникативные навыки, учиться работать в команде, сотрудничать. В артпедагогике коллективная и индивидуальная работа свободны от духа соревнования и направлены на развитие эмпатии, взаимоподдержки и взаимопонимания для достижения общей цели.

Участники работают сначала индивидуально, затем можно дать им возможность поработать в парах, меняя партнеров, чтобы лучше познакомиться. Затем они могут работать в мини-группах, после чего можно проводить общую совместную работу. Следует понимать, что участникам обучения проще раскрыться сначала работая в паре, затем представляя результаты в мини-группе на общее внимание. После такой работы участникам легче будет даваться выступление перед общей аудиторией, даже если они стеснительные и робкие.

Театр архетипов

Январь 5, 2014 at 06:48Category:Статьи

Театр архетипов — методика краткосрочной системной терапии и глубинного аналитического коучинга для функциональной психодиагностики, разрешения конфликтов и формирования позитивной модели будущего путём ролевого тренинга в структурированном пространстве.

автор: Чеглова Ирина Алексеевна

Основной принцип методики:

формирование для клиента рабочего пространства с чёткой структурой, подобной геометрической системе координат, наглядными ориентирами и надёжными внешними границами. Возможность анализа тестовой (значимой, сложной, неоднозначной, конфликтной) ситуации с 5 различных точек зрения.

Для этого рабочее пространство разделяется на "Дома" архетипов — Принца, Воина, Короля, Мага, Шута. И для каждого соответствующего класса смыслов, психических явлений, навыков выделяется своё место в пространстве, где и происходит работа над отдельными аспектами клиентского запроса/тренинговой темы.

Основные процессы:

  • выявление и примирение конфликтующих ценностей, позиций и мотивов;
  • установление границ и способов конструктивного обмена вниманием и временем между отдельными психическими функциями и социальными ролями;
  • устойчивое отделение ощущения себя как отдельного человека от архетипических, надличностных переживаний и идентификаций с различными людьми, ролями и функциями;
  • тренировка коммуникативных и рефлексивных навыков — разрешения межличностных конфликтов, согласования интересов, структурирования времени, самопрезентации, ведения переговоров и т.п.

Гарантия безопасности клиента:

  1. Контроль из диссоциированной позиции. Любые диагностические или терапевтические действия в том или ином архетипическом Доме в обязательном порядке оцениваются клиентом из другой позиции (из другого Дома и из интегрированной позиции за пределами рабочего пространства).
  2. 2-уровневая обратная связь: на первом уровне результат сессии оценивается из всех 5 позиций модели, а затем, на втором уровне, после специальной процедуры интеграции полученного опыта, — формулируются окончательные выводы по данной сессии.

Практическое применение:

  • в индивидуальном консультировании, коучинге и психотерапии;
  • в профессиональной подготовке — кафедра психологии управления и профессионального здоровья Академии менеджмента и рынка, Москва;
  • в открытых тренингах: Москва, Казань, Омск, Екатеринбург, Киев, Донецк, Краснодар;
  • в корпоративных тренингах и учебных программах: ОАО "ГМК "Норильский Никель", "ЛУКОЙЛ", завод "Диод";
  • в учебных курсах для руководителей малого бизнеса по программе Фонда поддержки предпринимательства при Правительстве Москвы.

Задача освоения методики "Театр архетипов" — научиться осознавать и различать в себе и других людях архетипические роли, интегрировать заключённые в них ресурсы, мудро обращаться с противоречиями, разрешать конфликты, отвечать на сложные вопросы жизни. И использовать в психотерапии, консультировании, коучинге, управлении, переговорах, продажах и презентациях.

С помощью методики театр архетипов можно решать следующие задачи в профессиональной сфере:

  • структурировать мышление и выйти на оптимальный уровень мотивации для эффективной реализации нового проекта;
  • оптимизировать стратегии взаимодействия с людьми (система самопрезентации в целом и её отдельные аспекты: переговоры, публичные выступления и т.д.);
  • разрабатывать персональные и групповые системы стресс-менеджмента;
  • совершенствовать управленческие и лидерские навыки.

В плане индивидуальной работы можно выделить следующие основные "показания к применению":

  1. "Тренировка конфликтной компетентности". Трудные отношения с собой и другими — с родителями, детьми, руководителями и подчинёнными, учителями и государственными служащими.
  2. "Трудности адаптации " — проблемы с усвоением новых знаний, языков, волнение при собеседованиях и экзаменах, на новой должности.
  3. "Личные кризисы и выбор курса". Когда предыдущий жизненный этап уже завершился, а будущий ещё и не думает начинаться. Когда наступает время бурных перемен, и эти перемены могут касаться семьи, учёбы, работы, системы убеждений…
  4. "Инвентаризация ресурсов" — когда есть интерес к себе, хочется лучше узнать и развить собственные творческие способности, лидерский потенциал, обрести энергию и мотивацию для значимых жизненных и рабочих проектов.
  5. Расширение ролевого диапазона. Освоение нового поведенческого репертуара за счёт новых ролей, которым можно научиться.
  6. Последствия психических травм — особенно ранних детских, связанные с формированием системы убеждений о жизни и своём месте в ней и патологических личностных защит. Когда человек снова и снова обнаруживает себя в травмирующих обстоятельствах.
  7. Психосоматические проблемы, в т.ч. хроническая усталость, профессиональное выгорание, синдром менеджера и пр.
 

Театр — с момента своего формирования в глубокой древности — стал одной из наиболее ёмких метафор человеческой жизни во всем необозримом разнообразии её мизансцен и типичности базовых сюжетов. Наиболее тонко чувствующие биение жизни люди — поэты, неоднократно прибегали в своём творчестве к этой метафоре.

***

"Весь мир — театр. И все мы в нём — актёры" — У. Шекспир.

***

О ловкий драматург, судьба, кричу я "браво"
Той сцене выигрышной, где насмерть сам сражён.
Как всё подстроено правдиво и лукаво.
Конец негаданный, а неизбежен он.

В. Брюсов

***

"Все мы, святые и воры, Из алтаря и острога. Все мы — смешные актёры в театре Господа Бога" — Н. Гумилёв.

***

"Маленький, забытый всеми театрвет керосиновых ламп. И вот вновь в небе поют голоса тех, кого я любил и ждал" К. Кинчев.

И, самое, пожалуй, яркое и пронзительное — пастернаковский "Гамлет". "Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идёт другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти".

***

За свою жизнь мы успеваем сыграть множество ролей в спектакле божественно гениального, бездонно щедрого и безгранично жестокого драматурга — Судьбы. Каждый из нас с рождения принадлежит своей семье, роду, стране с их неповторимой историей, победами и поражениями, славой и позором, любовью и ненавистью, яркими моментами гордого торжества и начинёнными душевной болью тайнами, спящими беспокойным сном во мраке забвения. Каждый из нас — родом из этих историй. И роли, которые мы играем в жизни, несут на себе их глубокий отпечаток.

Чем более развито и дифференцировано наше индивидуальное сознание, наше "я", тем легче выбираем мы роли, которые хотим играть, и тем успешнее и естественнее мы в этих ролях себя чувствуем. Тем лучших результатов достигаем. И, тем не менее, каждый из нас, каким бы уравновешенным и "проработанным" ни был, сталкивается с ситуациями, которые, резонируя с чем-то очень глубоким внутри нас, навязывают нам совершённо другие роли.

Например, со мной поступили грубо и несправедливо, на мой взгляд. И я впадаю в ярость, крушу всё и вся вокруг себя, а потом утихаю немножко, но далее моя жизнь посвящается великой цели — отомстить. Или, наоборот, я сжимаюсь в комок от острой душевной боли, и в голове моей крутится безостановочно сверлящим и слезоточивым волчком безысходный вопрос: "За что!?" И всё это я проделываю вместо того, чтобы спокойно обдумать ситуацию и предпринять реальные шаги для достижения собственных целей. И, тем не менее, я не могу почему-то так сделать. Выбрать роль зрелого спокойного и результативного профессионала, например. Что-то заставляет меня играть роли Отчаянного Мстителя или Несчастного Изгоя. По сути, такие роли, которые выбирают нас, не особенно интересуясь нашим мнением по этому поводу, можно назвать архетипическими.

Глубинная психология, основанная Юнгом, полагает основным фактором, определяющим судьбы людей, и, соответственно, роли, которые им достаются, не их индивидуальные сознания. А в первую очередь — коллективную психику систем, которым принадлежит человек — семьи, рода, народа, государства. И, соответственно, архетипы, в ней доминирующие. Считается, что индивидуальное сознание человека происходит из коллективного, им направляется и им подпитывается. И может отделиться от коллективного лишь при благоприятных условиях и ценой серьёзных усилий. Эрих Нойманн, ученик и продолжатель дела Юнга, в своей работе "Происхождение и развитие сознания" писал: "Хотя и обладая, вероятно, более высокоразвитым сознанием, чем когда-либо ранее, современные индивиды… до сих пор глубоко внедрены в структуру своей группы и её бессознательных законов". Этими законами и предопределяется, в каком жанре играем мы свои жизненные пьесы. И какие роли для нас в них предназначены. Кто-то проживает свою жизнь как античную трагедию, кто-то — как мелодраму, кто-то — как изящную салонную пьесу, а кто-то — как разудалую буффонаду, мрачный интеллектуальный детектив или патетическую производственную драму.

Таким образом, архетип — это образ и роль, в которую мы попадаем под влиянием ситуации, — бессознательно, повинуясь глубинным законам коллективной психики той системы, к которой принадлежим. И ведём себя как автоматы, запрограммированные на стрельбу в цель, которую не можем как следует увидеть, поскольку она не в "здесь и сейчас", а в необъятной бессознательной памяти, к которой мы в этот момент оказываемся "подключены". И часто такие "выстрелы" — рикошетом в себя. На мой взгляд, именно здесь, в этой самой точке бифуркации осознанного и неосознанного ролевых выборов и лежит зона компетенции и основная задача психотерапии, коучинга, тренинга. Для терапии и тренинга — помочь человеку осознанно отследить момент, когда им овладевает архетипическая, надличностная роль, когда поведение из осознанного становится штампованным, управляемым рефлексами стрессового реагирования. Отследить, узнать предлагаемую коллективным бессознательным привычную роль-маску — и столь же осознанно применить определённые приёмы и техники для изменения своего состояния. То есть — научиться осознанно отделять содержимое собственное психики от коллективного, архетипического содержимого. И при этом — не потерять связи с ним, поскольку в нем очень много творческой энергии и душевной силы, которая, при уважительном и осторожном с ней обращении, продолжает питать нас и в осознанно выбираемых ролях. На этой базе становится выполнимой и перспективной задача коучинга — оптимизировать выбор желаемых ролей исходя из интересов, например, конкретного жизненного проекта, реализуемого клиентом в данный период своей жизни.

Собственно, для достижения этих целей разработана и плодотворно применяется моя методика краткосрочной системной терапии, коучинга и ролевого тренинга. С 2005 года она развивалась под названием "Архетипический анализатор", а осенью 2010 года Инна Казимировна Силёнок подарила мне новое название — "Театр архетипов", и тем самым вдохновила меня и воодушевила к новому осмыслению того, что было сделано, продумано, пережито в этом аспекте. Я глубоко благодарна Инне Казимировне за название, которое ещё точнее и объёмнее отражает то, что происходит при работе с этой методикой.

Так что же мы будем в себе распознавать, от чего отделяться, и к чему стремиться? Каковы они, эти архетипические роли?

Основатель глубинной психологии Карл Густав Юнг писал, что архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций. В своей модели мы выделяем пять, — Принц, Воин, Король, Маг и Шут. По сути, это базовые способы взаимодействия индивидуума и окружающего его социума. Эти роли настолько древние, что, наблюдая, например, за стадными животными, мы можем легко проследить их проявления. Архетипы известны своей способностью объединять противоположности. Соответственно — верность заветам предков/стремление к развитию, наступление/оборона, власть/смирение, интеллектуальный анализ/системная интуиция и приспособление/провокация. И всему этому есть место в нашей жизни. Роли безличны. А люди вкладывают в них свои живые души, свои неповторимые индивидуальности.

И когда это происходит, человек начинает понимать, чувствовать, где его личное, а где — архетипическое, с чем хорошо бы сохранить связь, а с чем — безвозвратно разделиться. В какой роли комфортно, а в какой — нет, где и как для решения важных жизненных задач выбирается неподходящая роль, и как выбрать оптимальную. Таким образом, с помощью этой методики можно найти решение любой, даже самой сложной, жизненной проблемы в балансе, содружестве, взаимодействии пяти базовых ролей — архетипов — и соответствующих им ипостасей человеческой души: Принц, Воин, Король, Маг и Шут.

При этом особенно важно отметить, что при разработке и применении методики мы следуем завету Юнга о том, что наша задача — не навешивать ярлыки, а помогать извлекать закономерности "из хаоса эмпирических данных", сформировать пространство, в котором личный опыт человека может быть структурирован наиболее компактно, понятно, и наиболее удобно для использования. Таким образом, методика призвана не разделить людей по типам, а сформировать "меню возможностей" конкретного человека. Или, вернее, систему координат, позволяющую ему чётко видеть и оперативно изменять направление сил и внимания в значимых ситуациях.

Методика служит для разрешения внутренних конфликтов и трудностей в отношениях, для наработки социальной успешности путём ролевого тренинга в специально организованном пространстве.

При её разработке мы исходили из убеждения, что успехи в деловой сфере (карьерный рост, построение бизнеса) не должны оплачиваться ухудшением здоровья и разрывом личных отношений.

А теперь вспомните, как часто мы проигрываем в жизненной борьбе лишь от того, что не можем вовремя переключиться на нужную волну, проявить гибкость, разрядить обстановку шуткой или взять ситуацию под жёсткий контроль. Частая причина — застарелые стереотипы, штампы мышления и поведения. Они сковывают, как заржавевшие рыцарские латы, и мешают действовать точно и эффективно. Каков же выход? Вернее — вход. В Театр собственной души.

Дизайн сцены и парад ролей

Работая с "Театром…", в четырёх углах кабинета (сцены) располагают Дома Принца, Воина, Мага, Короля. Дом Шута — в центре. При этом клиенту сообщаются типичные для каждой роли модели поведения. Чтобы в эти рамки он мог поместить, бережно осознать и, если нужно, скорректировать собственные убеждения и действия. Архетипы помогают сделать это легко и естественно, поскольку имеют свойство объединять в одном смысловом поле — Доме — все виды противоположностей — позитив и негатив, силу и слабость, сакральное и профанное, а также мужское и женское начала.

Принц — наследник ценностей и продолжатель традиций своей семьи, рода, страны. И — искатель новизны. Его задача в развитии души — наработка эмоций и впечатлений для постройки внутреннего образа мира. Отказ от ценностей предков превращает его в безродного Бродягу, а жёсткая привязанность — в зависимого Маменькиного сынка. Самое болезненное чувство — обида.

Дело Воина — достижение чётко поставленной цели. Реализация: экспансия, защита, производство. Ценности — эффективные навыки и технологии. Основная задача — обуздать собственную агрессивность. Воин всегда на границе: перед ним — цель, позади — ценность, которую он защищает. Фиксируясь лишь на цели, он может стать Убийцей, исключительно на ценности — "пушечным мясом" в чужой войне. Самое болезненное для него — несправедливость…

Король — созидатель и хранитель системы, гарант её стабильности и развития. Семья ли это, бизнес или государство. Он устанавливает её границы и правила, распределяет ресурсы. Задача — объединять других, создавая условия для жизни. Ценности — зрелая любовь, ответственность, забота о развитии. Слабость — в чрезмерном отождествлении себя с системой и забвении законов более высокого уровня, ограничивающих его власть и, одновременно, делающих её возможной. Если это происходит, расплата в виде отставки с должности или развода в семье может стать фатальной. Самое страшное для Короля — предательство. А ролевые противоположности — Марионетка и Диктатор.

Дом Мага — место уединённого созерцания. Маг хранит знания о прошлом, анализирует настоящее и моделирует будущее. Озарения открывают перед ним базовые законы жизни и перспективы системы, в которой он живёт. В этой роли человек эмоционально отстранён от происходящего вокруг. Не понятый окружением, может стать изгоем. Или злодеем, если использует своё интеллектуальное превосходство для мести. Отвращение, тревога и зависть, искажающие интуитивное вИдение — самые неприятные эмоции здесь.

Шут — регулятор психического напряжения. Не боясь "потерять лицо", выставляет в смешном свете себя и других: намеренно попадает в нелепые ситуации, плутует или провоцирует острым словцом. Как и другие архетипы, он также двойствен, и можно увидеть его Белую и Чёрную ипостаси. Белый — служит человеку и обществу, Чёрный — на нем паразитирует, провоцируя склоки и пустую суету. Главная опасность для человека под действием Шута — переиграть самого себя, и остаться в жизни этаким Флюгером — без собственной позиции и, в общем, без судьбы.

Итак, в театре архетипов клиент исследует свою проблему из разных Домов, с разных точек зрения. И учится тонко регулировать очерёдность и точность включения в различные роли. Осознанно опираясь на свои силы и компенсируя слабости. И тогда его Воин отважно защищает Принца, Король ставит перед Воином реальные достижимые цели, вовремя отличает его и награждает, Маг раскрывает перед Королём перспективы и предупреждает об опасности. Шут не даёт Принцу скучать, Воину тупо упираться в свои цели, Королю — закоснеть в мнимом всемогуществе, Магу — отлететь от реальности.

Так, играя на сцене собственной души, человек решает серьёзные жизненные задачи, как профессиональные, так и личные, на четырёх уровнях — ощущений, эмоций, мыслей и — реальных действий.

Читать далее: Театр архетипов. Статья. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Самопознание.ру http://samopoznanie.ru/articles/teatr_arhetipov/#ixzz2pUKqwJgO

Специфика современного искусства и особенности его восприятия

Декабрь 15, 2013 at 00:04Category:Статьи

Хащанская М.К.

 

Специфика современного искусства и особенности его восприятия

Статья опубликована в сборнике "Материалы V Всероссийской культурологической научно-практической конференции «Современное искусство в школе: новый формат». СПбАППО, 2013.

Однажды в царствование императора Тиберия из Пелопоннеса (Греция) в Италию шел корабль с грузом и людьми. Когда он проходил мимо острова Паксос, с берега кто-то окликнул египтянина Фармуза, кормчего корабля. Тот отозвался, и неизвестный голос велел ему, чтобы тот, когда корабль будут проходить другой остров — Палодес, возвестил там, что «умер великий Пан». Кормчий так и сделал, и со стороны Палодеса до него тут же донеслись плач и стенания.

Из легенды, изложенной древнегреческим историком Плутархом (ок. 45—127) в его сочинении «Об упадке оракулов» (гл. 17)[1]

 

Два этапа становления современного искусства

Почему большинству наших современников трудно понять и принять современное искусство? Почему некоторые считают сегодня, что искусство  умерло?

Возглас «Умер великий Пан» стал метафорой, обозначающей конец одной эпохи и начало другой. Это же можно сказать и о современном искусстве.

Чтобы определить специфику современного искусства и понять особенности его восприятия, следует определиться с тем, что мы понимаем под этим термином.

В английском языке существует два термина: modern art и contemporary art.

Слово «modern» переводится как современный, новый.  Этот термин связан с направлениями модернизма[2].

«Сontemporary»[3] же, являясь синонимом слова «modern» — новый, современный; модернистский, ультрасовременный, имеет при этом свой особый смысл и, кроме того, переводится как: одного возраста; одной эпохи; живущие или существующие в одно время, одновременный, синхронный, совместный. Нюансы перевода отражают, как нельзя лучше, особенности нового искусства, существующего, изменяющегося и формирующегося на наших глазах.

Термин «contemporary art» впервые ввела в употребление американский критик современного искусства Розалинда Краусс в своей диссертации о скульпторе Дэвиде Смите в 1969 году.

 

Исходя из сравнения значений этих терминов, можно предложить рассматривать два периода в развитии и становлении современного искусства. При этом интересным представляется знакомство с перечнем мировых музеев современного искусства, в который входят как Museums of Modern Art, так и Museums of Contemporary Art[4], из которого можно видеть, что почти все Museums of Contemporary Art основаны в последние годы, в то время, как большинство Museums of Modern Art были созданы до 60-х годов XX века.

 

Первый период. Modern art

Началом первого периода можно условно считать последнюю треть XIX века, когда импрессионисты шокировали парижскую публику своими работами, казавшимися тогда возмутительными добропорядочным обывателям. Сегодня нам трудно понять, как можно не воспринимать красоту работ Ренуара, К. Моне, Э. Моне, Писарро и многих других художников того времени, чьи работы сегодня хранятся в лучших музеях мира. Почему же современники не были способны наслаждаться перламутровыми переливами и тончайшими живописными оттенками воздушной среды импрессионистов, в то время, как сегодня мы готовы ехать в другие страны и платить большие деньги только для того, чтобы полюбоваться на их полотна?

Один из возможных ответов состоит в том, что каждая социокультурная эпоха характеризуется своим особенным характером восприятия. Конец XIX века стал началом конца чувственного типа культуры, характеризующегося доминантой формы и приоритетом чувственных ценностей, то есть ценностей, познаваемых посредством физических органов чувств[5]. Формы, многообразие которые художники научились передавать в совершенстве, исчерпали и выхолостили себя. Господствующие рационализм и прагматизм, стремящиеся наделять формы рациональными надуманными смыслами, породили мертвый формализм, вызывающий протест у художников, для которых вдохновенное дыхание жизни было непременным условием творчества. И они выразили свой протест в виде шокирующей в то время манеры писать туманно и трепетно, цветными запятыми, запечатлевая, таким образом,  сиюминутное мгновение жизни.

Искусство импрессионизма является переходной формой от фигуративного искусства, которое принято считать традиционным, к новому искусству, обозначаемому термином modern art. За импрессионистами последовали постимпрессионисты – Сезанн, Ван Гог, Гоген и Лотрек, положившие начало бесчисленному множеству стилей и направлений – измов – современного искусства.

Это действительно было что-то новое, непривычное, а потому пугающее обывателя. Это новое искусство имело своей основной задачей выбить восприятие человека из обыденной рутины, пробудить его к осознанности каждого момента жизни. Художники начала ХХ века вдохновлялись искусством юго-восточной Азии и Дальнего Востока – Японии и Китая, пронизанным философией дзен-буддизма, манифестирующим пробужденность и осознанность основной целью человеческого существования. Отсюда понятен эпатирующий характер модернизма, который постоянно ищет новые формы, для того, чтобы удивить и шокировать зрителя, поставить его в тупик, возмутить, вызвать раздражение. Фактически модернизм в свое время стал провокацией  к изменению характера восприятия, что и последовало. По мере изменения фокуса восприятия модернизм все меньше шокировал обывателя, все более приближаясь к традиционному искусству, способному доставлять эстетическое удовольствие.

Это, а также бесконечное генерирование новых форм привело к трансформации modern art в contemporary.

Второй период. Contemporary art

Отсчет второго периода в развитии современного искусства начинают обычно с творчества Марселя Дюшана и Джона Кейджа, которые ввели понятие вариативных структур. Вариативные структуры подразумевают процесс постоянного изменения, развития и становления, многозначность и многоуровневость творчества и восприятия. Обращение Кейджа к энергии паузы в музыке созвучно провозглашению черного квадрата Малевича потенцией всех вещей, полнотой всех непроявленных форм. И пауза, и черный квадрат представляют собой предельную вариативность, переходящую в свою противоположность. Отсюда и постоянство изменения – противоречие, заключающееся в самой эпохе, меняющей полюса культурных ценностей. Пауза, благодаря непредсказуемости того, что и когда последует за ней, стала манифестацией открытого непредсказуемого характера живого творческого процесса, содержащего в себе бесконечный потенциал воплощения.

Не случайно именно в это время происходят открытия в области ядерной и квантовой физики – теория относительности Энштейна (1915г.), а главное, принцип неопределенности Гейзенберга (1927 г.)[6], основными идеи которого заключались в том, что

1.    Элементарная частица может находиться в пределах своей орбиты одновременно сразу во многих местах – то есть, его локализация размыта и может быть описана функцией вероятности нахождения.

2.    При этом частица обладает одновременно как свойствами материального объекта, так и волновыми, то есть, является и материей, и энергией, имеет дуальную природу.

Нетрудно увидеть в этих открытиях провозвестие эпохи виртуальной реальности, в которую мы все глубже погружаемся сегодня.

И, подобно тому, как частица имеет двойственную природу, соединяя в себе противоположности, не существующие одна без другой, так и произведения искусства объединяют в себе формы и смыслы, порождающие в результате своего взаимодействия все многообразие жизни.

Микрокосм подобен макрокосму, и оба подобны психокосмосу. «То, что находится внизу, подобно находящемуся наверху и обратно, то, что находится наверху, подобно находящемуся внизу, ради выполнения чуда единства». [7]

 

Характерные особенности современного искусства

Говоря о современном искусстве, которое можно определить термином contemporary art[8], можно выделить ряд особенностей, отличающих его от того искусства, которое принято называть традиционным.

Под традиционным искусством будем понимать искусство, основная функция которого заключается в том, чтобы доставлять чувственное эстетическое наслаждение зрителю, пассивно созерцающему произведение искусства.

При этом интересно отметить, что сегодня modern art становится вполне традиционным, вписавшись в эстетические идеалы нашего времени, утрачивая тем самым свою основную функцию – пробуждать спящее сознание к восприятию каждого мгновения бытия.

1.      Современное искусство концептуально. Оно всегда несет идею, даже когда манифестирует абсурдные вещи.

2.      Традиционное искусство определяется форматом ценностей культурного типа, в котором оно существует, а современное искусство – contemporary art – открыто к вариативности смыслов и интерпретаций. Для него характерна метафоричность, недосказанность. Это пространство смыслов, которые невозможно выразить фигуративным языком образов повседневной реальности. Это чудо, прорывающееся сквозь рутинную обыденность.

3.      Сontemporary art предельно креативно, при этом продуктом творчества является не произведение искусства определенного жанра, но арт-объект. Арт-объект  является системой, состоящей из собственно продукта творчества и контекста, среды, в которой существует, и является посредником между художником, творцом, и потребителем продукта его творчества. Арт-объект генерирует процесс взаимодействия между творцом и потребителем, провоцируя его на активную позицию по отношению к продукту творчества, включая потребителя в творческий процесс, приглашая к сотворчеству, выстраиванию взаимосвязей, коммуникаций.

4.      Сontemporary art – сиюминутно, эфемерно, направлено на момент «здесь и сейчас». Оно находится в постоянном развитии, формировании, изменении, поскольку  момент «здесь и сейчас» не останавливается, пребывая в вечном движении. Это сама жизнь. Временная материальная форма воплощает вечную универсальную идею. И по-другому не бывает, поскольку универсальные идеи невозможно заключить в рамки определенных незыблемых форм. Рано или поздно эти рамки затрещат по швам под напором новых смыслов, метафор и образов, через которые универсальные идеи проявляются в реальном мире.

5.      Искусству contemporary присуща акционность, предполагающая взаимодействие, многоуровневую  коммуникацию: взаимодействуя с арт-объектом, мы обращаемся к самим себе, сверяясь с другими зрителями и с автором текста культуры. Такое взаимодействие осуществляется через новые формы представления и восприятия: инсталляцию, перформанс, хэппеннинг.

6.      Сегодня мы наблюдаем все более глубокое слияние искусства с жизнью. Темы современного искусства часто повседневны до безобразия. Новые формы современного искусства заставляют зрителя всматриваться в самые обычные мгновение жизни, осознавая их до мельчайших подробностей. Перформанс – это призыв к тотальной осознанности человеком каждого мгновения бытия. Трудно распознать, где кончаются границы того, что является искусством и начинается сама жизнь. Жизнь обычного человека превращается в произведение искусства, пробуждая в нем импульс к творчеству. Человек сам становится арт-объектом, текстом культуры, имеющим уникальную ценность. Осознавая свою ценность, мы становимся способны ценить так же и другие вещи и явления этого мира. Ценя и уважая самого себя, человек так же ценит и уважает все, с чем он приходит в соприкосновение. В этом проявляется глубокий гуманистический смысл современного искусства.

7.      При том, что перформанс или хэппеннинг не ставят задачу воплощения какого-либо смысла, у зрителей и участников включается поток ассоциаций, связанных с действиями, которые они выполняют, или образами, которые они воспринимают. В результате каждому открывается некий личный смысл, имеющий для него актуальнейшее значение, нередко включающий инсайт более мощный, чем при взаимодействии (созерцании) с традиционным произведением искусства, которое имеет целью направить восприятие зрителя в определенное, заранее заданное  русло. Там уже есть ответ, совет, поучение, определенность. Здесь пространство неопределенности открывает беспредельную вариативность, возможность свободного выбора. Это пугает обычного человека, жизнь которого протекает в рамках рутины повседневности. Выход за пределы этих рамок позволяет прикоснуться к возможности получить неограниченный ресурс вдохновения и творчества.

8.      Для современного искусства характерно цитирование классических образцов, использование их в неожиданных контекстах, в которых они приобретают гротескный или иной смысл.

9.      Современное искусство становится все более «артельным». Образование культурных кластеров, объединение художников в различные группы – союзы, общества, ассоциации и т.п. способствует их успешности на   рынке искусства. Принадлежность к определенной группе, ее идеям и ценностям часто становится эффективным средством продвижения. Эта тенденция напоминает о том, что для чувственных культур авторство имеет большое значение, в то время, как для сверхчувственных совершенное авторство может быть присуще только Высшей Силе, поэтому история культуры не оставляет нам имен художников таких эпох. Наше время, являясь периодом смены культурных типов, содержит в себе как тенденции уходящей чувственной культуры, так формирующейся сверхчувственной, одной из характерных черт которой является доминанта коллективного сознания[9].

 

Особенности восприятия современного искусства

Перечисленные особенности дают возможность осмысления того, каким образом сделать современное искусство доступным восприятию учителей, и, особенно,  педагогам предметных областей, связанных с искусством, чтобы они, в свою очередь, могли донести до своих учеников его гуманистический смысл и глубину содержания. Реальная картина такова, что большинство учителей, в том числе, и учителей изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры не воспринимают современное искусство, потому что не понимают его специфики. Они ожидают от него эстетического наслаждения, в то время, как современное искусство имеет совершенно иную миссию, решает иные задачи. Находясь в авангарде социокультурных перемен, оно не только пассивно отражает их, но и активно им способствует, призывая нас становиться у руля изменений и совместно творить наше общее будущее. Для активного участия в этом процессе нам следует развивать свое восприятие, чтобы чувствовать и понимать себя и культуру и свое место в культурном контексте.

Диапазон восприятия зависит от многих факторов, в том числе, от возможностей перцептивного восприятия физическими органами чувств, от степени социализации человека и адаптации в присущей ему культурной среде, от уровня личностного развития, образованности, коммуникативности, гибкости мышления, готовности принимать новое, от умения выстраивать связи между вещами и явлениями, способности к метафорическому мышлению и др. И если наши способности к перцептивному восприятию, по большей части, определены физиологически, и мы не можем развить их  выше некой планки, то такие факторы, как личностное развитие, образованность и т. п. во многом зависят от нашего собственного выбора и  нашей жизненной позиции. Таким образом, современное искусство можно рассматривать как проблему, мотивирующую к росту, развитию, изменениям.

Специфика современного искусства обусловлена, в том числе, его функцией балансировать работу правого и левого полушарий, что способствует развитию интуиции, ассоциативного, образного, символического и метафорического мышления в противовес логике и рацио, доминировавших в последние столетия.

Кроме того, понимание характерных особенностей современного искусства позволит находить эффективные способы взаимодействия между учителями и учениками и сближать их жизненные позиции, а также способствовать взаимопониманию и находить новые формы творческого партнерского сотрудничества, что является необходимыми условиями реализации рефлексивно-гуманистической образовательной модели, востребованной временем.

 

 

 

 

 

 


[1] http://alphabeta.com.ua/kryl/page/umer_velikiy_pan.2791 Из легенды, изложенной древнегреческим историком Плутархом (ок. 45—127) в его сочинении «Об упадке оракулов» (гл. 17)

 

[2] Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

 

[3]http://lingvo.yandex.ru/contemporary/%D1%81%20%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/LingvoUniversal/

 

[5] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. – 542 с

 

 

[6] Шредингер Э. Избранные труды по квантовой механике. М., Наука, 1976, с. 210 – 217.

 

[8] Современное искусство (англ. contemporary art; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E2%F0%E5%EC%E5%ED%ED%EE%E5_%E8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE

 

[9] Хащанская М.К. Системный подход и принцип гармонии.// Психотерапия — 2010 — № 4

 

Богатство

Ноябрь 25, 2013 at 23:16Category:Творчество

Богатство

Невежественный меряет богатство
Деньгами, статусом и внешней красотою,
Тогда как истинные бедность и богатство
Определяются искусством быть собою,

Аутентичностью и внутренним покоем,
Неразделенной цельной полнотою,
Умением сосудом быть бездонным,
с истоком бытия соединенным.

Спосбностью восполнить недостатки
И оказать другому снисхожденье,
В своих глазах поднять до высшей планки,
Движение направив к восхожденью.

Я — человек. Имею от природы
Благую связь с истоком мирозданья,
И обладаю внутренней свободой 
Светилом быть, проявленным сияньем.

Источником тепла и притяженья,
Энергии любви и созиданья,
Волшебным эликсиром исцеленья,
Биеньем Жизни, Истины дыханьем.

Ты — человек. Имеешь от природы
Благую связь с истоком мирозданья
И обладаешь внутренней свободой
Быть Солнцем Истины, проявленным сияньем.

Сосуд неиссякаемый, подобный
Часам песочным, время в цикл сводящим,
Неповторимо в выборе свободный,
На перекрестке всех миров стоящий…

Шейх

Ноябрь 25, 2013 at 22:44Category:Творчество

Шейх, наставник

Шейх, наставник, я волю 
свою потерял,
умоляю тебя, 
день и ночь я взываю к тебе,
Отразился Господь в твоем сердце, 
я сердцем Его увидал,
Не отказывай, мастер Любви, 
в покровительстве мне.

Я тобой поражен, 
ты однажды душой завладел,
показав Божество 
в первозданной красе неземной,
Я любовью к нему уязвлен, 
я любовным огнем возгорел,
все во мне — для тебя, 
управляй как орудием мной.

Я и Ты — мы одно, 
нас вовеки Господь съединил.
Ты живешь во мне так, 
как в тебе твой наставник живет.
Ты любовью ко мне 
цепь духовных родов закрепил,
Не прервется она, 
коль Любовь нам оковы кует.

Вот строительства Божьего суть, 
я рассудком постигнул ее,
Только б разум мой 
суть эту вечную не утерял:
Ты — строитель, ты — мастер, 
ваяешь внутри Божество,
Ты во мне созидаешь себя, 
и в себе ты меня изваял.

Цепь духовных родов 
точно воспроизводит одно,
Замирает душа, 
первозданную зря красоту:
Часть Единого Бога 
собой представляет звено;
Вместе звенья цепи 
составляют собой полноту.

Тело Бога, 
из членов различных оно состоит,
Вечной жизни подобье 
собой представляет оно.
Каждый член, каждый род 
свою матрицу точно хранит.
МногоОбразно воспроизводит 
себя Божество.

Совершенными членами нас 
избирает служить,
Кто избран, тот преемников Духом 
себе изберет.
Шейх, наставник, мой мастер, 
ты будешь во мне вечно жить,
Как в тебе твой учитель, 
твой предок духовный живет.

Где начало цепи — там конец, 
где конец — там исток.
Ради этого круга 
готов я себя потерять.
Ты, наставник, мой шейх, 
стать причастным к Единому смог,
И меня причасти 
нерушимо в Единстве стоять.

шейх наставник