Лодка

25 ноября, 2013 at 22:13Category:Творчество

Лодка

Я — лодка, плывущая вдоль берегов древней земли.
Ищу гавань, в которой никогда не бывает бурь.
Где покой не нарушают ветер и волны.
Скажи мне, Друг, есть ли такая гавань?
Найду ли я ее? И если найду,
Что же будет с движением?
Без движения нет жизни.
Как мне постигнуть покой в движении
И движение в покое?

Ты говоришь:
Не будь лодкой!
Лодка — всего лишь средство передвижения.
Призови умелого Кормчего,
И Он доставит тебя в место отдохновения.

Творчество как ресурс

22 ноября, 2013 at 01:27Category:Статьи

Проективно-ресурсная работа с МАК

2 ноября, 2013 at 02:54Category:Услуги и предложения | Обучающие семинары

Проективно-ресурсная работа с МАК

(метафорическими ассоциативными картами)

обучающий семинар

morena

Метафорические карты, которые сегодня чрезвычайно популярны среди психологов, изначально были созданы для другой цели. В России МАКи появились около10 лет как стимульный материал для психологической работы. 

Однако первые колоды МАК были созданы в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения и художником совсем с другой целью… (продолжение)

 

На обучающем семинаре Вы

  • узнаете об с истории создания МАК  и их возможностях как проективного инструмента;
  • познакомитесь с колодами "ОН", "Морена", Персона" , "Персонита", "Сага" и некоторыми технологиями работы с этими колодами, которые можно использовать для решения различных жизненных задач  и проблем, активизации внутреннего ресурса, гармонизации и коррекции, самопознания;
  • получите импульс к развитию метафорического мышления, воображения и творческого вдохновения;
  • научитесь работать с произведениями искусства как с метафорическими картами;
  • узнаете что-то новое о себе.

​Предварительная запись обязательна.

8 911 784 4045 Мария

 

Семинар 4 декабря 2013 г., время проведения с 12.00 до 16.00. Группа набрана.

Контакт: 8 905-93-93 Анжелика

 

Произведение искусства как метафорическая карта

2 ноября, 2013 at 02:39Category:Статьи

Произведение искусства как метафорическая карта         

М.К. Хащанская, ст. преподаватель кафедры культурологии СПб АППО

статья опубликована в сборнике ·       Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Культуроориентированные модели образования: теория и практика». СПб АППО, 2012. 

morena

В последние годы в психологической практике появилась и активно используется проективная методика работы с МАК — метафорическими ассоциативными картами. Ее успех обусловлен тем, что метафорическое восприятие становится все более востребованным для современного человека. Метафора позволяет человеку образно постигать себя в контексте жизненных ситуаций, что помогает эффективно принимать самостоятельные решения, развивать воображение, активизировать творческий потенциал, мягко корректировать травматический опыт, ставить цели и вырабатывать стратегии их достижения и др. Метафора создает формат для активной и ответственной жизненной позиции, поскольку она всегда обращается к опыту самого человека, интегрируя его личностную, подсознательную и сверхсознательную составляющие. Метафорические образы имеют свойство незавершенности, и, позволяя выстраивать самые разнообразные перспективы развития ситуации, дают неограниченный простор фантазии и воображению.

Метафорическое подобие микро- и макрокосма

Структуру личности можно рассматривать состоящей из трех уровней – подсознания, сознания и сверхсознания. В сферу сознания попадает то, что мы воспринимаем сознательно. Информацию с уровней  подсознания и сверхознания мы получаем в виде интуитивных догадок, инсайтов, снов, озарений, чувства дежавю и т.п. Обычно эта информация  поступает в виде символов, и нам необходимо знать их язык, чтобы понять содержащиеся в них смыслы. Для понимания символических смыслов мы часто используем метафору, поскольку она объясняет нам значения сложных вещей и явлений через их сравнение с простыми, легко доступными нашему пониманию.   

Сложную картину мироздания  можно уподобить простому образу дерева. В этом метафорическом образе проявленные и непроявленные уровни универсума уподобляются корням, стволу и кроне. Также они подобны и уровням подсознания, сознания и сверхсознания в структуре личности. Через образ дерева нам открывается подобие макрокосма – универсума или внешнего мира, микрокосму – психике, или внутреннему миру человека.

Метафорическое восприятие обогащает нас постижением глубинных универсальных смыслов, которые становятся доступными  нашему пониманию через их образное сравнение с простыми и понятными вещами, наполняющими нашу повседневную реальность.

Метафорическое восприятие необходимо и возможно развивать. В обучении оно успешно помогает осваивать сложные научные  и культурные категории. В наше время это особенно важно, поскольку мы сталкиваемся с тем, что сегодня многие понятия невозможно однозначно определить. И очень сложно разобраться в сотнях определений, передающих их многочисленные грани и аспекты. Для развития метафорического восприятия и более глубокого познания мира и человека разработаны и успешно используются метафорические практики. Разработаны они психологами и применяются в качестве проективных методик для диагностики и коррекции психологических проблем, а также для личностного развития.

Эти практики можно интегрировать в образовательный процесс, применяя к различным предметным областям. Представляется полезным разработка и внедрение метапредметных интегрированных методик, которые могут быть  использованы как для работы с учителями, так и для работы с учащимися.

Метафорические карты

В психологической и психотерапевтической практике МАКи используются как стимульный материал. Однако первоначально они создавались вовсе не как инструмент психолога. Метафорические ассоциативные карты были созданы в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения и художником. Он был увлечен идеей вариативных структур — модернистским направлением в искусстве, построенном на применении изменчивых форм, в которых зритель становится соучастником процесса изменения («variable structure» — родоначальники Marscel Duchamp и John Cage). Зимой 2013 года в Санкт-Петербурге проходила выставка работ Джона Кейджа. Многочисленные художественные и музыкальные работы, видео, где Кейдж демонстрирует реализацию неограниченного потенциала бытия в моменте "здесь и сейчас", позволяют лучше понять пути развития современного искусства и места метафорических ассоциативных карт Эли Рамана в современной культуре. Один из экспонатов выставки представлял собой видео интервью с Джоном Кейджем, в котором он определял некоторые понятия и явления, задавая себе временной формат с помощью секундомера, исходя из ситуации неопределенности и непредсказуемости настоящего момента. Мудрость и острая точность его высказываний поражает. В частности, он, объявив, что будет говорить в течение 4-х секунд о постмодерне, произнес, эффектно держа паузу: "Модерн… Постмодерн… Рефлексия…" Именно благодаря рефлексии произведения искусства и объекты культурного наследия становятся в наше время текстами культуры, которые имеют смысл только при наличии того, кто их прочитывает, воспринимает. Современное искусство психологично и концептуально. Без понимания этого мы остаемся в прошлом культуры и не способны воспринимать не только современное искусство, но и объекты культурного наследия прошлого в контексте сегодняшнего дня. 

 Метафорические карты  первоначально создавались как своеобразные тексты культуры, объекты современного акционного искусства.. Трудно сказать, насколько ясно Эли Раман осознавал, что, по-существу,  он создает мост к пониманию нового искусства обычным человеком, однако известно, что его увлекало творчество Джона Кейджа  Первоначально он использовал только картиночные изображения, затем добавил к ним контекстные карты. Первая созданная колода им карт получила название «ОН».  Действительно, метафорические образы Эли настолько удачны, что каждый видит в них отражение своей собственной актуальной темы. Те, кто работает с этой колодой,  быстро привыкают к тому, что человек, выбравший для себя карту наугад, хватается за голову с криком "О!", увидев в случайном, на первый взгляд, изображнии, нечто важное для себя.

Для самого Эли важны были идеи современного искусства, стирающего границы между искусством и повседневной жизнью, обращающие человека к настоящему моменту "здесь и сейчас". Его карты, которые могут поместиться в кармане, имеют бесконечное число вариаций и способов использования и приглашают стать сопричастным к искусству. Эли хотел вывести искусство из галерей и музеев и сделать доступным, побудить человека быть не просто зрителем, но участником и сотворцом арт-объекта, в который превращается произведение искусства при его активном восприятии.

Представляется, что разработка и внедрение технологии работы с Мак как со специфическими текстами культуры может помочь лучше понимать и принимать современное искусство. 

При этом именно двойной подход к их назначению определяет культурно-образовательную специфику технологии работы с МАК.

Будучи одновременно текстом культуры и произведением искусства (все карты созданы профессиональными художники, имеют автографы), с одной стороны, и стимульным материалом, с другой, МАКи становятся связующим звеном между личностными смыслами, на которые они указывают отдельному человеку, и универсальными общечеловеческими смыслами, заложенными в них как в произведениях искусства.

Таким образом, реализуется идея, которую вложил в них Эли Раман – сокращается дистанция между человеком и искусством, и происходит это на уровне  взаимодействия личностных и универсальных смыслов.

Сама работа с МАК является формой современного акционного искусства – ее можно классифицировать как перформанс или хэппеннинг. Непредсказуемость этой работы согласуется с высокой степенью неопределенности современной культуры. Открываясь ситуациям неопределенности в процессе взаимодействия с МАК, участники обнаруживают в ней безграничность возможностей. Неопределенность перестает пугать, вдохновляя и пробуждая творческий потенциал, становясь богатым ресурсом. Метафорические образы имеют свойство незавершенности, и, позволяя выстраивать самые разнообразные перспективы развития ситуации, дают неограниченный простор фантазии и воображению.

Образовательная технология работы с МАК имеет своей целью:

  •       Сокращение дистанции между человеком и искусством

·       на уровне смыслов – восхождение от личностных смыслов, стимулированных образами, заложенными в МАК, к универсальным культурным смыслам, которые они содержат как произведения искусства.

Т.о., МАК является мостом, посредником между человеком и искусством, особенно современным, концептуальная природа которого требует интерпретации. МАКи успешно помогают самому человеку в понимании искусства, становясь проводником в пространстве смыслов, снимая психологические барьеры между человеком и современным искусством.

·       На уровне деятельности – вовлечение человека, зрителя в процесс сотворения произведения искусства, участие во взаимодействии с произвдениями искусства .

Карты «ОН» стали исходным пунктом нового актуального и востребованного направления — ассоциативных метафорических карт. Кроме них существуют и другие колоды, которые могут использоваться как сами по себе, так и в комбинациях друг с  другом.

Метафорические ассоциативные карты используются на индивидуальных консультациях и терапевтических сессиях, в тренингах, интерактивных беседах, на практических занятиях, являются профессиональным инструментом педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самопознанию и саморазвитию, способствуют созданию атмосферы, в которой можно получить доступ к своему творческому началу.

Метафорические карты дают возможность для:

  • ·       обхода рационального мышления;
  • ·       помощи в создании диалога между внешним и внутренним;
  • ·       выражения, формулировки и конкретизации событий;
  • ·       ассоциаций и проекций.[2]

Интеграция психологической работы с МАК и образовательных технологий открывает новые перспективы  для творческой работы педагогов и психологов.

Артпедагогические приемы использования МАК

В рамках системы повышения квалификации на кафедре культурологии СПб АППО разработана методика использования метафорических карт как инструмента взаимодействия с произведениями искусства. От личностных смыслов, которые проявляются в работе с МАК, участники  переходят к личностному  восприятию произведений искусства. Включение в групповой работе метафорического ассоциативного мышления позволяет считывать глубокие универсальные смыслы, нередко скрывающиеся в простых бытовых сюжетах и обыденных повседневных формах.

Методика применялась для работы с учителями предметной области «Искусство» на кафедре культурологии СПб АППО в форматах практических семинаров и мастер-классов, а также в ходе реализации краткосрочных курсов повышения квалификации по программе «Методы и технологии артпедагогики в освоении языка изобразительного искусства». Целью методики является личностное развитие через раскрытие и активизацию творческого потенциала.

Для реализации методики возможны различные варианты работы с МАК. В данном случае использовались колоды «ОН» и «Морена», но можно брать и другой стимульный материал. Групповая работа строилась в зависимости от временного формата. При этом важно было получить результат личного восприятия, не обусловленного влияниями восприятия других участников работы. Иногда участники пытались спорить, отстаивая свое мнение. В таких случаях им пояснялось, что каждый имеет право на собственное восприятие, которое отражает не столько  содержание изображенного образа, сколько внутренний мир и внутреннюю ситуацию самого человека, вступающего во  взаимодействие с этим образом. Именно противоречия в трактовке одного и того же образа зачастую открывают участникам универсальные смыслы, которые можно увидеть за ним.

После работы с МАК легко протекает работа со смысловым полем произведения искусства. Актуализируется его смысловая, а не только формальная сторона.

 Предварительная работа с метафорическими картами подготавливает участников к тому, что значение имеет их личностное отношение к предложенному образу, а не знание о нем. Высказывая свое мнение, они продвигались к постижению все более глубоких смыслов, заложенных в предложенных произведениях искусства, постепенно приходя к осознанию высочайших гуманистических ценностей, манифестация которых и является одной из важнейших функций искусства.


[1] Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2008

[2] http://rus.psygenesis.eu/library/182-rssrsryos-rssrsryorsryorirr-rrsrsrsryosrsryeryos-ryerss.html

Проективно-ресурсная артпедагогика

11 октября, 2013 at 02:06Category:Статьи

Проективно-ресурсная артпедагогика

Автор методики: Хащанская Мария Карловна, преподаватель кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.

1.     Определение

Проективно-ресурсная артпедагогика «Творчество как ресурс» – методика, позволяющая за счет активизации жизненного ресурса в короткий срок овладеть языком изобразительного искусства как инструментом самопознания и творческого самовыражения. Результат достигается благодаря интеграции методов практической психологии и образовательных методик обучения языку изобразительного искусства. Методика может быть использована для повышения мотивации к обучению, как детей, так и взрослых, включая людей пожилого возраста, а также для профилактики профессионального выгорания и личностного развития.

Методика запускает процесс личностного и творческого роста. Успешное овладение изобразительным языком дает богатые возможности для раскрытия творческого потенциала, что, в свою очередь, создает условия, при которых развитие и обучение становятся осознанной ценностью и потребностью человека.

Данная методика успешно реализуется как авторская программа повышения квалификации педагогов и психологов «Методы и технологии артпедагогики в освоении языка изобразительного искусства» (72 часа) на кафедре культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования с 2011 года, в работе с пожилыми людьми (университет «Серебряный возраст», Санкт-Петербург), с 2010 года, в работе с детьми от 5 лет в течение 15 лет.

Актуальность проективно-ресурсной артпедагогики обусловлена современными социокультурными процессами, диктующими новые подходы к обучению и развитию.

 

2. Сущность методики

Основные принципы:

·       использование проективных изобразительных методик и метафорических практик, метода направленной визуализации, стратегии визуальной коммуникации, коммуникативных практик, приемов саморегуляции с целью создания ресурсного пространства, работающего как резонатор усиления творческих способностей участников обучения;

·       использование смысловых тем, как фокуса внутреннего мира и окружающей реальности для психологической коррекции и активизации творческого восприятия и самовыражения. Использование системного подхода, для выявления подобия системы первоэлементов, или природных стихий, и внутреннего мира человека как системы психологических характеристик;

·       интеграция методов практической психологии с обучающими методами и технологиями;

·       использование методик освоения культурного наследия для решения обучающих и развивающих задач, а также для психологической коррекции.

 

Основные процессы:

·       знакомство участников и создание безопасного ресурсного творческого пространства как образовательной среды, способствующей мотивированному обучению;

·       знакомство с основными законами цвета и принципами их отображения в материале; освоение изобразительных материалов и техник;

·       активизация творческого потенциала через работу со смысловой темой;

·        отображение внутреннего переживания темы в материале;

·       подведение итогов, рефлексия.

 

Содержание обучающего курса

Программа включает теорию и практику обучения законам цветового круга в интеграции с методами практической психологии и может быть реализована в разных форматах. Занятия объединены основной смысловой темой «Природные стихии».

Содержание обучающего курса, проводящегося по методике проективно-ресурсной артпедагогики, включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Вступительная часть содержит вводное занятие объемом 4-8 учебных часов, на котором участники знакомятся с преподавателем, с содержанием курса, с самими собой и друг с другом (через проективные тесты и методики). Основная часть представляет собой собственно обучающий курс, в ходе которого происходит освоение теории цвета, получение умений и навыков работы с изобразительными материалами и различными изобразительными техниками. Для повышения интереса к обучению, а также для осознания процесса обучения как ресурсного в занятия интегрированы методы практической психологии, позволяющие участникам личностно переживать темы занятий и творчески выражать себя с помощью освоенных изобразительных знаний и умений. Заключительная часть проводится как итоговая выставка всех творческих работ, созданных в течение курса. Также в заключение могут быть заполнены специально разработанные анкеты, помогающие участником осознать результаты обучения, а преподавателю подвести итоги своей работы.

 

3. Теоретические и методологические аспекты

 

Методика опирается на следующие основные подходы и направления педагогики, психологии, психотерапии, социологии:

 

·             П. Сорокина, разработавшего теорию социокультурной динамики[1], которая представляет процесс социокультурного развития как системный процесс[2];

·             Э. Ноймана, который рассматривает процесс развития человеческого сознания как системный процесс[3];

·             Р. Ассаджиоли [26], создателя психосинтеза – метода психотерапии, саморазвития и интегрального обучения, основанного на том, что глубокое постижение своей аутентичности, выявление и анализ составных частей личности и их последующий синтез на основе своей глубинной сущности позволяет обрести внутреннюю гармонию, целостность, расширить границы восприятия и осознавания. Для данной методики особое значение имеет то, что психосонтез «может использоваться человеком для самовосприятия, ускорения внутреннего роста и самоактуализации, что должно быть целью, внутренней потребностью, жизненной экзистенциальной необходимостью каждого. Таким психосинтезом должен заниматься или, по крайней мере, пытаться серьезно заниматься любой врач, общественный работник и педагог (включая родителей)»[4];

·             Б. Неменского, разработавшего программу преподавания изобразительного искусства, предполагающую предварительную настройку на тему занятия через использование зрительного, литературного и музыкального ряда[5];

·             проективной психологии[6], использующей внешне разнородные способы исследования личности, предполагающие осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы и явления;

·             арт-терапии, использующей средства искусства и творческого самовыражения для воздействия на психоэмоциональное состояние, а также для развития, поддержки и психологической коррекции личности;

·             аутогенной тренировки и саморегуляции, позволяющим эффективно восстанавливать и активизировать внутренние ресурсы[7].

 

 

4.     Используемые психотерапевтические подходы и методы практической психологии:

·          системный подход в психологическом консультировании (структурные расстановки психологических качеств, ролевые расстановки, расстановки целеполагания – техники, основанные на феномене замещающего восприятия);

·         — психосинтез (самопознание, поиск и осознание внутреннего центра как основы собственной целостности);

·         — символдрама (направленная визуализация);

·         — аутогенная тренировка (практика психическойсаморегуляции);

·         — метафорические практики (метафорические ассоциативные карты, метафорическая работа с камнями и другими природными объектами, а также с объектами культурного наследия, работа с образными, музыкальными и литературными метафорами);

·         — сказкотерапия (сказка как метафора);

·         — арт-терапия (отображение внутренних состояний и переживаний изобразительными средствами с последующей рефлексией);

·         — метод генограммы (для активизации ресурса семейной системы в работе с архетипическим символом дерева).

 

5.     Основные отличия от родственных методов

·         методика интегрирует обучающие методики и технологии с методами практической психологии;

(методика имеет специфическую интегрированную цель – овладение и теорией и практикой изобразительного искусства как средством самопознания и самовыражения);

·         создание безопасного ресурсного творческого пространства как образовательной среды, способствующей мотивированному обучению;

·         использование смысловых тем как фокуса внутреннего мира и окружающей реальности для психологической коррекции и активизации творческого восприятия и самовыражения;

·         работа с произведениями искусства для согласования личностных смыслов и ценностей с архетипическими общечеловеческими смыслами и ценностями.

 

6. Показания, противопоказания и границы применения методики:

6.1. Показания:

1. Для обучения детей и взрослых, в том числе, в группах, где дети обучаются с родителями совместно, изобразительному искусству, мировой художественной культуре, а также и другим областям знания: повышение мотивации к обучению, активизация способностей в пространстве групповой работы, активизация и развитие творческого потенциала.

2. Для повышения адаптивности: устойчивость к стрессам, управление эмоциональным состоянием в ситуациях принятия решений, усвоение новых знаний.

3. Для преодоления личностных и профессиональных кризисов: профилактика профессионального выгорания, коррекция профессиональной деформации личности.

В качестве развивающей практики (обучающие семинары, тренинги):

1. Активизация ресурсов: через интерес к себе активизируется творческий потенциал, развиваются и реализуются способности, расширяется сфера восприятия, обучение и развитие становятся потребностью и ценностью.

 

6.2. Противопоказания:

Абсолютные:

·       психотические расстройства с продуктивной симптоматикой;

·       психосоматические заболевания в стадии обострения, требующие немедленной медикаментозной коррекции.

·       поздние токсикозы беременных

·       угроза прерывания беременности на любом сроке

·       ситуации, требующие других видов помощи (социальной, юридической и др.) по жизненным показаниям

 

6.3. Границы применения методики:

 

Проективно-ресурсная артпедагогика может использоваться при обучении детей и взрослых изобразительному искусству, мировой художественной культуре, другим теоретическим знаниям и практическим умениям.

Методика может применяться в практике образовательных учреждений, как дошкольных, так и школьных, при работе со студентами, в системе повышения квалификации учителей, психологов, социальных работников в формате уроков, внеурочных занятий, обучающих семинаров, в том числе, интенсивов, тренингов. Как показывает практика, преподаватели других предметов после прохождения обучения по данной методике разрабатывают специфические задания, соответствующие своему предмету, в логике проективно-ресурсной артпедагогики.

Для детей 5-7 лет занятия могут проводиться 1-2 раза в неделю по 40 минут. Для детей 8-12 лет занятия будут эффективны в режиме двух учебных часов 1-3 раза в неделю, или в формате внеклассных. С 13-14 лет можно проводить занятия по 2-4 учебных часа.

Также данная методика может быть использована при работе с пожилыми людьми, сохранившими физическую активность в достаточной для изобразительной деятельности форме, и способствует в работе с этой аудиторией социальной адаптации, сохранению интереса к жизни, способностей к эмоциональному и чувственному восприятию, навыков мелкой моторики. Для этой категории обучающихся занятия следует проводить 1-2 раза в неделю по 2-4 учебных часа.

Проективно-ресурсная артпедагогика эффективна для психологической разгрузки, если занятия проходят в щадящем режиме – один-два раза в неделю по 4-8 учебных часов. Для обучения и личностного развития занятия могут проводиться также и в режиме интенсивов.

Обучающие семинары могут проводиться автономно, но наиболее эффективна методика при ее реализации в объеме полного курса.

 

 


[1] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. – 542 с.

 

[2] Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. — М.: Наука, 1997. -351с.

 

[3] Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук, 1998 г. – 464 с.

 

[4] http://do2.gendocs.ru/docs/index-427633.html?page=67, дата обращения 23.08.2013.

 

[5] Неменский Б. М. Педагогика искусства. М.:  Просвещение, 2012 г., 272 с.

 

[6] Проективная психология. Беллак Леопольд, Абт Лоуренс Эдвин, Франк Лоуренс К., Меррей Генри. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 528 с.

 

[7] Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. М.: Медицина., 1985 г. – 32 с.

 

Творчество как ресурс

2 мая, 2013 at 01:24Category:Лаборатория творчества

Творчество как ресурс — если именно так относиться к творчеству, можно открыть для себя неисчерпаемый источник энергии и жизненной силы.

Ближайшие среды будут посвящены активизации творческого потенциала.

Фото здесьhttps://plus.google.com/u/0/photos/105348656681690343958/albums/5873121909964356961?tab=wq

Творческий отдых в Финляндии

7 апреля, 2013 at 23:41Category:Выездные мероприятия

Творческий отдых в Финляндии


Арт-психологическая студия «Лаборатория Творчества»
совместно с арт-терапевтической мастерской «Мандала» (объединение Арт-терапевтов Вам провести творческий отдых с обучением в Финляндии.

Место проведения — самое сердце Финляндии, Саариярви, зона уникального природного заповедника.

Вы сможете прекрасно отдохнуть, а также получить удовольствие от
творческого общения, работы с художественными материалами и глиной в прекрасно оборудованной мастерской,
сказочных вечеров у камина, прогулки по уникальному природному заповеднику и экскурсии по университетскому городу Ювяскюля, а также восстановите и укрепите здоровье и душевное равновесие

Во время обучения Вы:
● познакомитесь с основами ЛогоАрт -терапии, узнаете много нового о себе;
● прочувствуете, как влияют на вас графические и живописные упражнения, насладитесь нежностью акварели и пластичностью глины. Проясните жизненные ориентиры, приведете в порядок мысли, обретете душевное равновесие;
● познакомитесь с древней и вечно актуальной символикой, которой пронизана наша жизнь;
● научитесь основам постижения скрытых посланий, заложенных в символах;
● совершите прогулку по уникальному природному заповеднику;
● и просто хорошо проведете время в творческой обстановке.

Программа включает: освоение арт-психологических технологий, работу с художественными материалами, активный творческий отдых в прекрасно оборудованной мастерской, экскурсию в заповедник, экскурсию и свободную прогулку по г. Ювяскюля. По желанию участников семинара организуется сауна. Дополнительно можно получить индивидуальную психологическую консультацию у специалиста.
Достоинствами программы является небольшое количество участников (8–12 человек),

Стоимость участия в семинаре 550 евро (включая дорогу из СПб, проживание, питание, занятия в творческой мастерской).
.
Ведущие семинара:

Мария Хащанская, психолог, арт-психолог (Высшая Школа Психологии, Москва), системный консультант (Институт Консультирования и Системных Решений, Москва, совместно с Вислохским Институтом Системных Решений, Германия), специалист по истории культуры и искусству, преподаватель кафедры культурологи СПб АППО, действительный член Международной Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
http://art-psychology.org/ (выездные мероприятия)
http://vk.com/event42109747

Венла Наталия Рахконен, арт-терапевт (Институт природных методов лечения” Кайрон”, Хельсинки. Finnish Institute of Natural Medicine Kairon).
ЛогоАрт-терапевт (Viktor Frankl Institute of Logotherapy. США. Курс терапия жизненных циклов в Бразили Espaco Kalevala Cocalves).
Член Академической Ассоциации Логотерапии, член правления объединения Арт-терапевтов Финляндии.
http://mandalatila.blogit.fi/

справки по тел. 8 911 784 4045

Лаборатория Творчества для Серебряного возраста. Выставка в ЛЕНЭКСПО март 2013

7 апреля, 2013 at 23:18Category:Серебрянный возраст. Арт-терапия

Лаборатория Творчества для Серебряного возраста. Выставка в ЛЕНЭКСПО март 2013

 

Артпедагогика весна 2013

7 апреля, 2013 at 23:11Category:Услуги и предложения | Арт-педагогика

Артпедагогика весна 2013

С 15 марта по 24 мая 2013 года проходил очередной курс "Методы и технологии артпедагогики в освоении языка изобразительного искусства"

 

 

/p

Натюрморт

17 декабря, 2012 at 17:03Category:Серебрянный возраст. Арт-терапия

Натюрморт

Фото здесь