Home > Статьи >

       Разработка моделей и психотерапевтических приёмов для учебно-воспитательной работы с детьми и            воспитывающими взрослыми в образовательных учреждениях с оргкультурой разного типа. // Влияние   организационной культуры дошкольных учреждений разного типа на развивающий характер   образовательного процесса. Краткий отчет о НИР. ИРДО РАО. – М., 2010 г.

       Хащанская М. К., преподаватель каф.культурологического образования СПб АППО

      В отчётном 2010 г. была поставлена исследовательская задача:  разработать модели  и психотерапевтические приёмы  для учебно-  воспитательной работы с детьми и воспитывающими взрослыми в образовательных учреждениях разного типа на примере обучения детей изобразительному искусству. Конкретно исследовательская задача касалась разработки специальной психолого-педагогической технологии для воспитывающих взрослых в образовательных учреждениях. Предполагается, что эта технология  в условиях сложившейся организационной культуры позволит позитивно влиять на развивающий характер образовательного процесса.

Преподавание изобразительного искусства может стать эффективнее, если  в занятия включить методы арт-терапии, такие как вхождение в образы явлений природы, животных, растений и рыб, визуализация, прослушивание музыкальных и литературных произведений, а также сказкотерапию, символдраму, метод констелляций или расстановку.  Проживая тему занятия эмоционально, включая все возможности восприятия, дети лучше усваивают материал, более творчески решают поставленные на занятии задачи.

На примере преподавания рисования и обучения навыкам художественного труда детям разных возрастных групп (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Хельсинки) разрабатывались технолологии, которые оказывают положительный эффект не только на приобретение навыков рисования, но и на личностное развитие ребёнка.

Каждое занятие начиналось с просмотра изображений по теме, которые проецировались на большой экран. Просмотр сопровождался музыкой или звуками природы. Например, на занятии по теме «Зимнее дерево», посмотрев на изображения заснеженных зимних деревьев, дети представляли себя в зимнем лесу. Они представляли, что вдыхают свежий морозный воздух, стряхивают на себя снег с ветвей, наблюдают, как снег падает и укутывает дерево пушистым покрывалом, слушали зимнюю тишину… Затем они изображали, как ходят между деревьями по  глубокому снегу, а потом превращались сами в зимние деревья, изображая руками ветви, а ногами корни…После такого настроя дети изобразили зимние деревья гуашью. Работы получились эмоционально окрашенные. На занятии «Паутинка» после просмотра изображений паучков и паутинок дети разыграли небольшую историю о семье паучков, в которой маленький паучок учится плести паутинку. Это было выполнено в форме семейной расстановки. Расставляя семью паучков, дети воспроизводили отношения в своей родительской семье. Они с большой заинтересованностью включились в эту работу, помогая друг другу. В результате все поняли, как устроена паутинка и успешно изобразили ее и паучков за работой. Работа выполнялась углем и мелом. Разнообразие техник и знакомство с новыми изобразительными материалами способствует повышению интереса детей к занятиям изобразительным искусством. А включение в занятие элементов семейной расстановки способствует улучшению взаимопонимания и сотрудничества в группе между детьми, а также между детьми и педагогом. Комплексный подход к занятию способствовал гармонизации психического состояния ребенка.  

Еще один важный момент в работе с детьми заключается в том, они взаимодействуют с педагогом как партнеры, если педагог дает им на это право. Дети способны воспринимать и обсуждать серьезные произведения искусства и литературы, чувствуя их красоту нередко даже глубже, чем взрослые. При этом они часто высказывают очень глубокие суждения, испытывая настоящие озарения. Дети очень ценят такое отношение. 

Использование комплексного подхода, включающего методы арттерапии, на занятиях изобразительным искусством, способствует гармонизации психики ребенка, позволяет более полно включать возможности восприятия детей. Это способствует положительному эмоциональному фону занятия, повышению заинтересованности детей в теме занятия и более эффективному усвоению знаний и умений в области изобразительного искусства, а также расширению кругозора детей.

Образование — функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей. Как функция О. распределено по всей системе человеческих отношений, но как организованный процесс О. осуществляется специальными социальными институтами. Для одних институтов О. выступает предельной и исчерпывающей рамкой их существования, определяя цели, ценности, субкультуру и самоопределение людей: школа всех уровней, педагогическая профессия. Для других институтов смысл их существования не исчерпывается реализацией функции О., но без нее они немыслимы: семья, государство, церковь. Локализация функции О. исключительно в институтах, отвечающих за ее реализацию, снижает адаптивность и жизнеспособность социальной системы в целом, ограничивает ее развитие, может приводить к культурному упадку, регрессу и деградации. В жизнеспособных и динамичных обществах в реализации функции О. в той или иной форме задействованы все структуры, институты и социальные субъекты.

В основе разрабатываемой технологии лежат методы арт-педагогики — современного, формирующегося практикоориентированного направления педагогической науки, изучающего природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач /Сергеева Н.Ю./.

 Арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности. Для достижения этих целей арт-педагогика использует средства искусства, художественной и духовной культуры.

В качестве основных сфер арт-педагогической деятельности можно рассматривать стимулирование и организацию педагогом самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса, а также создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания. Арт-педагогика вводит в процесс преподавания развивающие практики, методы и технологии. При этом важны не технологии и их практическое и прикладное применение, а обращение к глубинам души, активизация творческого потенциала и вдохновения.

Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин, что снижает учебную перегрузку детей; способствует овладению учеником механизмами самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения.

Арт-педагогика:

— Облегчает процесс учения и ребенку, и учителю. Некоторые сложные по структуре, форме, содержанию знания легче усваиваются с помощью художественных образов разного порядка: зрительных, слуховых, тактильных и др. Невербальное общение, обучение зачастую дает более мощный эффект, чем самое грамотное вербальное изложение учебного материала учителем.

— Дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, которые, естественно, нередко возникают в процессе общения педагога с учащимися.

— Дает возможность получить материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике.

— Позволяет прорабатывать учебный материал в интерактивном режиме с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми.

— Помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.

— Развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения. Обращение к искусству упорядочивает эмоциональную сферу, которая наряду с интеллектуальной сферой участвует в процессе обучения.

— Содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

— Приобщает учащихся к духовной культуре человечества через единую систему ценностей педагогики, науки, искусства, оперируя одновременно в учебной деятельности раз­ными методами познания научных и художественных явлений, обнаруживающих себя, например, в одной урочной теме.

— Содействует развитию всех органов чувств, мышления, памяти, внимания, воли в процессе обучения, воспитания, развития средствами искусства

— Содействует сохранению в учителе и ученике Ребенка и встрече-диалогу Учителя-Ребенка с Учеником-Ребенком, где посредник — Искусство (наряду с содержанием предмета урока)

— Вооружает педагога системой приемов, обеспечивающих сердечное приятие учеником разнообразных знаний, радостное вхождение в мир знаний, «впускание» их в себя (интериоризация)

— Содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам творчества всего Человечества в разных его ипостасях, через собственное творчество.

Сущность арт-педагогики в большей степени выражается в воспитательной функции, направленной на формирование нравственно-этических, эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности и способствующей социокультурной её адаптации с помощью искусства.

Особенностью арт-педагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно — творческой деятельностью, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом.

Методы и приёмы арт-педагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление.

Арт-педагогический подход осуществляется средствами и методами

искусства и практической психологии, направленными на развитие личности. Это музыка, изобразительное искусство и архитектура, театральное искусство, литература, в том числе сказка, мифология, литературные произведения разных жанров.

Методы практической психологии, активизирующие личностный рост и внутренние ресурсы,  направлены на самопознание, самоактуализацию, раскрытие творческого потенциала (что относится к духовной культуре). Это телесные практики (в том числе аутентичное движение, танец), методы саморегуляции (релаксация и концентрация), методы направленной визуализации, метафорические практики, ассоциативный метод, и др.

Данные технологии имеют два целевых направления: личностный рост ребенка и развитие диапазона и его восприятия и личностный рост самих педагогов. Предполагается, что педагог, который заинтересован в своем развитии и работает в этом направлении, может эффективно способствовать личностному росту своих учеников.

В разрабатываемых арт-педагогических методах и технологиях акцент делается не столько на развивающие практики, активизирующие умственную мозговую деятельность и способность находить оригинальные технические решения, сколько на развитие творческого начала, восприятия красоты вещей и явлений окружающего мира, способность выстраивать взаимосвязи между ними, понимания того, что мир создается здесь и сейчас нами самими, а также эмпатии по отношению к окружающим людям и т.п. 

 

Анализ технологии обучения изобразительному искусству с позиций артпедагогики

Такие занятия проводились в ДОУ № 716 г. Москвы. Были созданы условия, позволяющие детям получить умения и навыки в изобразительном искусстве. Изостудия была оборудована специальными столами, сделанными по индивидуальному проекту так, что дети располагались полукругом.  Было составлено расписание, в соответствии с которым дети занимались раз в неделю сдвоенным занятием, из которых первое представляло собой настрой на тему, включая различные методики и приемы, а второе заключалось в выполнении изобразительного задания по теме занятия.

Четкое расписание служило своего рода стимулом: дети ждали занятий рисованием в определенное время, настраивались и с радостью шли на эти занятия.

Пол был покрыт мягким ковром, на котором дети могли делать физические и психофизические упражнения, входить в образы, играть в игры, помогающие настраиваться на тему занятия.

На каждом занятии дети смотрели диафильмы, слайды и работа строилась по определенному плану, который включал в себя различные типы деятельности, повторяющиеся из занятия в занятие и различающиеся в зависимости от темы занятия.

Такое повторение создавало своего рода ритуал, к которому дети привыкали и в рамках которого нарабатывали художественные и эстетические знания, умения и навыки в соответствии с программой занятий. Дети смотрели видеоматериалы по теме, слушали музыку или аудиофрагменты, сказки, притчи или рассказы, входили в образы по теме, развивая воображение, учились видеть вещи и явления как в общем, так и в деталях.

Затем показывались приемы работы по теме в определенной технике рисования, и дети получали изобразительное задание. Наглядные пособия по теме занятия обогащали возможности успешного выполнения задания детьми.

Конец каждого занятия сопровождался подведением итогов. Очень серьезное внимание уделялось тому, чтобы все работы были доведены до конца самими детьми. Дети вкладывали труд и старание в свои работы, этот труд и старание следовало оценить по достоинству. Затем каждый ребенок выбирал и показывал те работы, которые ему понравились больше всего. Важно было отметить работу каждого ребенка. Во всех работах дети обучались видеть положительные моменты, уважать и ценить труд и старание каждого. Они очень любили эту часть занятия, всегда затихали, выбирая работы, внимательно слушали друг друга.

После занятия работы вставлялись в паспарту и помещались на выставку. Дети с гордостью показывали свои работы родителям, разглядывали работы других детей.

В конце года все получали свои работы.

Программа и методики, по которым проводились занятия, были предназначены для преподавателей изостудий, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и преподавателей изобразительного искусства общеобразовательных школ.

 Данная программа и методики не предполагают жесткого следования изложенным рекомендациям. Каждый воспитывающий взрослый может использовать изложенную методику, применяя ее в соответствии со спецификой своих условий и задач.

Особенность методики состоит в интегративном подходе, сочетающем физические упражнения, эмоциональную включенность, развитие образного мышления, воображения и наблюдательности, экологического мышления и др. — с изобразительной деятельностью, которая осуществляется более успешно за счет такой интеграции. Помимо этого в обучении обращалось внимание на этические аспекты взаимодействия, основанного не на конкуренции, а на сотрудничестве.  

Одной из функций изобразительной деятельности является познание мира, причем не только внешнего, но и внутреннего. Обращаясь к окружающей действительности, можно научить детей изображать не только предметы, но и явления, природные стихии, различные состояния людей и природы. С помощью изобразительной деятельности ребенок учится наблюдать как за внешним, так и за своим внутренним миром,  за другими людьми, за самим собой, за природой, другими живыми существами. Изобразительная деятельность может стать в руках умелого воспитывающего взрослого средством, позволяющим развивать детскую душу.

Многие воспитатели и преподаватели ограничиваются тем, что с помощью такого волшебного и универсального средства, как изобразительная деятельность,  развивают в детях всего лишь определенные навыки и умения, которые можно назвать механическими – провести линию, нарисовать круг, скатать шарик или колбаску, повторив, скопировав движения и приемы, которые показал воспитатель. Отличие предлагаемой методики заключается в том, что  в ней формирование изобразительных умений и навыков относится к средствам достижения цели. Целью является обогащение души ребенка спектром творческих возможностей.

Особо следует выделить подготовку к занятиям изобразительным искусством с маленькими детьми. Прежде всего, выбирается такая тема, такой материал и такая методика проведения занятия, которые на выходе позволят всем детям получить наиболее эффектный результат. Но эта эффектность результата  не цель, а всего лишь средство вложить в детей переживание внутренней гармонии, удовлетворения от проделанной работы и затраченных усилий, осознание того, что «я могу», «у меня получается». Кроме того, используя в процессе занятия физические упражнения, упражнения на эмоциональные восприятие и оценку, наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, а также за их состояниями, можно воспитывать у детей чуткость и внимательность к другому, переживание того, что все в этом мире такое же живое, как и они сами, все взаимосвязано. И причинение вреда другим влечет за собой наши собственные проблемы.

Дети естественным образом, лучше чем взрослые, знают и чувствуют эту взаимосвязь всего живого. Они легко «входят» в образы животных, растений и даже явлений,  легко могут изобразить ветер движениями и звуками. И они не просто изображают, но проживают образы, которые чувствуют. И после таких упражнений им легче изобразить в материале то, что они почувствовали как свою собственную жизнь. Теперь они не просто механически повторят штамп, объясняемый воспитателем, но творчески внесут в работу то, что пережили на своем опыте.  

Особенно облегчает детям процесс вхождения в образы показ изображений – фотографий, рисунков, картин, слайдов, а также чтение литературных произведений, соответствующих восприятию детей данного возраста. И, конечно же, игры по теме занятия. Очень хорошо, если с темами занятий будут связаны наблюдения во время прогулок, экскурсий, походов в музеи.

К сожалению, занятия в дошкольных учреждениях всегда ограничены по времени. Это мотивируется тем, что маленький ребенок не способен концентрироваться. Между тем, занятия изобразительной деятельностью требуют большего времени, чем занятия конкретными дисциплинами, где ребенок должен концентрировать внимание, запоминать что-то. Эффективное занятие изобразительной деятельностью строится как сочетание деятельности разного рода, имеющей конечной целью изображение, объемное или плоскостное, в зависимости от задач. И этот результат, это изображение будет, в конечном счете, не самоцелью, а символом или знаком того, что ребенок усвоил в процессе занятия. Глядя, впоследствии, на результат своей работы, ребенок вспомнит не только изобразительные навыки, которым он научился, но и свои эмоциональные переживания. У него выстроится ассоциативный ряд с теми нравственными и духовными ориентирами, которые были одной из главных целей данных развивающих занятий.

Предлагаемая образовательная технология, кроме работы с детьми, имеет второй вектор,  побуждающий воспитывающих взрослых не только развивать детей, но и совершенствоваться самим.

Разработанная нами Программа  организации преподавания изобразительного искусства в дошкольном образовательном учреждении ориентирована на решение следующих  учебных и психологических задач:

  1. Для детей каждого возраста должны быть разработаны посильные задания, чтобы они реально могли с ними справиться.  
  2. Тема каждого последующего занятия находится в  логичной связи с темами предыдущих  занятий. Это предполагает проведение занятий блоками (например, «Времена года» и т.п.).
  3.  Занятия предполагают использование как аппаратурных средств (компьютер, проектор, аудио- и видеоаппаратура), так и различных изобразительных средств (материалы разного типа, наглядные пособия, печатные плакаты, постеры, иллюстрации и т.п.), обеспечивающих действие принципа наглядности.  
  4. Создание специальных артефактов, образующих  располагающую к изобразительной деятельности среду, стимулирующую  творчество детей. Это могут быть символы и знаки, характерные для ваших занятий, какие-то персонажи (например, в программе Б.М. Неменского предлагается ввести трех мастеров – Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки), это может быть музыкальное сопровождение, игровые формы (например, специальные песочницы), необычное расположение мебели, различные фигурки на стеллажах и т.п.
  5. Занятия необходимо начинать со специальной психологической настройки детей. Это может быть приветствие с помощью мячика, или передачи небольшого предмета по кругу с улыбкой и добрыми словами, включение в занятие физических игровых упражнений и т.д. Желательно, чтобы в настройку включались и особенности темы занятий. Например, если цикл занятий — «Времена года», то для темы «Зима» в психологическую настройку включаются соответствующие песенки или музыкальные фрагменты, картинки с зимними пейзажами, снежинки и т.п. Для темы «Весна» сопровождение, естественно, будет иным. Как показывает опыт работы, психологическая настройка существенно влияет на результативность изобразительной деятельности детей и вызывает у них эмоционально-позитивные чувства.
  6. Организации сдвоенных  занятий в детском саду вполне допустима, если учитывать, что во время занятий проводятся игры, физические упражнения, просмотры изображений и видеофильмов, прослушивание тематических сказок или историй с музыкальным сопровождением и т.п.
  7. Непосредственно учебная деятельность преподавателя нацелена на освоение детьми основ изобразительного языка живописи, графики, пространственных форм, композиции. Дети учатся понимать законы гармонии и красоты, основанные на ритмах, осваивают изображение предметов и явлений внешнего и внутреннего мира с помощью различных материалов и техник. В этом им помогает просмотр изображений и прослушивание сказок, стихов и других литературных текстов, музыки, звуков природы, разыгрывание ситуаций и т.п.
  8. Данная технология работы даёт преподавателю также возможность решать такие психологические задачи как развития у детей воображения, образного мышления, воспитания внимательности, отзывчивости и любви к другим людям, к окружающей природе, живым существам и растениям. Воспитывается способность доводить свою работу до конца. Специальные дыхательные и образные психофизические упражнения позволяют корректировать эмоциональные состояния детей. Как правило, они сопряжены с темой занятий. Например, тема «Осень» может включать такие фразы: «Вдыхаем прохладный, свежий запах осени. Чувствуем при этом аромат сухих листьев. Вдыхаем пальчиками рук, выдыхаем ладошками. Вдыхаем пальчиками ног, выдыхаем ступнями… Дышим светом осеннего солнышка…».
  9.  Еще одна важная задача, которая решается в процессе занятий изобразительной деятельностью, связана с работой в коллективе. Дети учатся работать в команде, чувствовать других, не подавлять, оказывать друг другу помощь, не смеяться над неудачами, но сочувствовать и сопереживать, понимать ценность творчества другого ребёнка, ценить и уважать труд каждого, уступать друг другу, брать на себя ответственность за свои поступки и слова.
  10.  Если работа организована так, что родители занимаются вместе с детьми, следует поставить ряд задач перед родителями. Например, они не должны подменять творческую деятельность ребенка, поправлять или улучшать его рисунок. Другой проблемой может стать неадекватная оценка результатов творчества своего ребенка. Она может быть чересчур завышенной или заниженной, что может нанести вред самооценке ребёнка и даже привести к психологической травме, когда ребёнок потеряет интерес к творчеству. Важно также, чтобы родители, преподаватель и дети сотрудничали как одна команда, как люди, объединенные общей целью. И, конечно, родители должны почувствовать необходимость развиваться и совершенствоваться самим.

Данная программа рассчитана на занятия с детьми от 5 до 7 лет. 

 

Литература:

1. Карпенко Л.А. Влияние организационной культуры дошкольных учреждений на развивающий характер образовательного процесса (парадигмальный анализ). Антропологические основы развивающего дошкольного образования: Сб. статей.- М.: РУДН, 2009. – 294 с. 

   2. Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.

   3. Сергеева Н. Ю. О принципах арт-педагогической деятельности // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008, № 4. – С. 87-91.

  4. Сергеева, Н. Ю. Содержание понятия «арт-педагогика» //   Известия ВГПУ,     2008. – № 1 (25). – С. 23–28.

   5. Сергеева, Н. Ю. Хрисанова Е. Г. Артпедагогика в системе современного воспитания // Народное образование. 2003. № 7. С. 137-143.

   6. Соколова, Т.А. Теоретико-методологические основы арт-педагогики/ Т.А.

    Соколова  //Методист.-2008.-№8.-С.58-63. 

Comments are closed.