Home > Статьи > Произведение искусства как метафорическая карта

Произведение искусства как метафорическая карта

Произведение искусства как метафорическая карта         

М.К. Хащанская, ст. преподаватель кафедры культурологии СПб АППО

статья опубликована в сборнике ·       Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Культуроориентированные модели образования: теория и практика». СПб АППО, 2012. 

morena

В последние годы в психологической практике появилась и активно используется проективная методика работы с МАК – метафорическими ассоциативными картами. Ее успех обусловлен тем, что метафорическое восприятие становится все более востребованным для современного человека. Метафора позволяет человеку образно постигать себя в контексте жизненных ситуаций, что помогает эффективно принимать самостоятельные решения, развивать воображение, активизировать творческий потенциал, мягко корректировать травматический опыт, ставить цели и вырабатывать стратегии их достижения и др. Метафора создает формат для активной и ответственной жизненной позиции, поскольку она всегда обращается к опыту самого человека, интегрируя его личностную, подсознательную и сверхсознательную составляющие. Метафорические образы имеют свойство незавершенности, и, позволяя выстраивать самые разнообразные перспективы развития ситуации, дают неограниченный простор фантазии и воображению.

Метафорическое подобие микро- и макрокосма

Структуру личности можно рассматривать состоящей из трех уровней – подсознания, сознания и сверхсознания. В сферу сознания попадает то, что мы воспринимаем сознательно. Информацию с уровней  подсознания и сверхознания мы получаем в виде интуитивных догадок, инсайтов, снов, озарений, чувства дежавю и т.п. Обычно эта информация  поступает в виде символов, и нам необходимо знать их язык, чтобы понять содержащиеся в них смыслы. Для понимания символических смыслов мы часто используем метафору, поскольку она объясняет нам значения сложных вещей и явлений через их сравнение с простыми, легко доступными нашему пониманию.   

Сложную картину мироздания  можно уподобить простому образу дерева. В этом метафорическом образе проявленные и непроявленные уровни универсума уподобляются корням, стволу и кроне. Также они подобны и уровням подсознания, сознания и сверхсознания в структуре личности. Через образ дерева нам открывается подобие макрокосма – универсума или внешнего мира, микрокосму – психике, или внутреннему миру человека.

Метафорическое восприятие обогащает нас постижением глубинных универсальных смыслов, которые становятся доступными  нашему пониманию через их образное сравнение с простыми и понятными вещами, наполняющими нашу повседневную реальность.

Метафорическое восприятие необходимо и возможно развивать. В обучении оно успешно помогает осваивать сложные научные  и культурные категории. В наше время это особенно важно, поскольку мы сталкиваемся с тем, что сегодня многие понятия невозможно однозначно определить. И очень сложно разобраться в сотнях определений, передающих их многочисленные грани и аспекты. Для развития метафорического восприятия и более глубокого познания мира и человека разработаны и успешно используются метафорические практики. Разработаны они психологами и применяются в качестве проективных методик для диагностики и коррекции психологических проблем, а также для личностного развития.

Эти практики можно интегрировать в образовательный процесс, применяя к различным предметным областям. Представляется полезным разработка и внедрение метапредметных интегрированных методик, которые могут быть  использованы как для работы с учителями, так и для работы с учащимися.

Метафорические карты

В психологической и психотерапевтической практике МАКи используются как стимульный материал. Однако первоначально они создавались вовсе не как инструмент психолога. Метафорические ассоциативные карты были созданы в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения и художником. Он был увлечен идеей вариативных структур – модернистским направлением в искусстве, построенном на применении изменчивых форм, в которых зритель становится соучастником процесса изменения («variable structure» – родоначальники Marscel Duchamp и John Cage). Зимой 2013 года в Санкт-Петербурге проходила выставка работ Джона Кейджа. Многочисленные художественные и музыкальные работы, видео, где Кейдж демонстрирует реализацию неограниченного потенциала бытия в моменте "здесь и сейчас", позволяют лучше понять пути развития современного искусства и места метафорических ассоциативных карт Эли Рамана в современной культуре. Один из экспонатов выставки представлял собой видео интервью с Джоном Кейджем, в котором он определял некоторые понятия и явления, задавая себе временной формат с помощью секундомера, исходя из ситуации неопределенности и непредсказуемости настоящего момента. Мудрость и острая точность его высказываний поражает. В частности, он, объявив, что будет говорить в течение 4-х секунд о постмодерне, произнес, эффектно держа паузу: "Модерн… Постмодерн… Рефлексия…" Именно благодаря рефлексии произведения искусства и объекты культурного наследия становятся в наше время текстами культуры, которые имеют смысл только при наличии того, кто их прочитывает, воспринимает. Современное искусство психологично и концептуально. Без понимания этого мы остаемся в прошлом культуры и не способны воспринимать не только современное искусство, но и объекты культурного наследия прошлого в контексте сегодняшнего дня. 

 Метафорические карты  первоначально создавались как своеобразные тексты культуры, объекты современного акционного искусства.. Трудно сказать, насколько ясно Эли Раман осознавал, что, по-существу,  он создает мост к пониманию нового искусства обычным человеком, однако известно, что его увлекало творчество Джона Кейджа  Первоначально он использовал только картиночные изображения, затем добавил к ним контекстные карты. Первая созданная колода им карт получила название «ОН».  Действительно, метафорические образы Эли настолько удачны, что каждый видит в них отражение своей собственной актуальной темы. Те, кто работает с этой колодой,  быстро привыкают к тому, что человек, выбравший для себя карту наугад, хватается за голову с криком "О!", увидев в случайном, на первый взгляд, изображнии, нечто важное для себя.

Для самого Эли важны были идеи современного искусства, стирающего границы между искусством и повседневной жизнью, обращающие человека к настоящему моменту "здесь и сейчас". Его карты, которые могут поместиться в кармане, имеют бесконечное число вариаций и способов использования и приглашают стать сопричастным к искусству. Эли хотел вывести искусство из галерей и музеев и сделать доступным, побудить человека быть не просто зрителем, но участником и сотворцом арт-объекта, в который превращается произведение искусства при его активном восприятии.

Представляется, что разработка и внедрение технологии работы с Мак как со специфическими текстами культуры может помочь лучше понимать и принимать современное искусство. 

При этом именно двойной подход к их назначению определяет культурно-образовательную специфику технологии работы с МАК.

Будучи одновременно текстом культуры и произведением искусства (все карты созданы профессиональными художники, имеют автографы), с одной стороны, и стимульным материалом, с другой, МАКи становятся связующим звеном между личностными смыслами, на которые они указывают отдельному человеку, и универсальными общечеловеческими смыслами, заложенными в них как в произведениях искусства.

Таким образом, реализуется идея, которую вложил в них Эли Раман – сокращается дистанция между человеком и искусством, и происходит это на уровне  взаимодействия личностных и универсальных смыслов.

Сама работа с МАК является формой современного акционного искусства – ее можно классифицировать как перформанс или хэппеннинг. Непредсказуемость этой работы согласуется с высокой степенью неопределенности современной культуры. Открываясь ситуациям неопределенности в процессе взаимодействия с МАК, участники обнаруживают в ней безграничность возможностей. Неопределенность перестает пугать, вдохновляя и пробуждая творческий потенциал, становясь богатым ресурсом. Метафорические образы имеют свойство незавершенности, и, позволяя выстраивать самые разнообразные перспективы развития ситуации, дают неограниченный простор фантазии и воображению.

Образовательная технология работы с МАК имеет своей целью:

  •       Сокращение дистанции между человеком и искусством

·       на уровне смыслов – восхождение от личностных смыслов, стимулированных образами, заложенными в МАК, к универсальным культурным смыслам, которые они содержат как произведения искусства.

Т.о., МАК является мостом, посредником между человеком и искусством, особенно современным, концептуальная природа которого требует интерпретации. МАКи успешно помогают самому человеку в понимании искусства, становясь проводником в пространстве смыслов, снимая психологические барьеры между человеком и современным искусством.

·       На уровне деятельности – вовлечение человека, зрителя в процесс сотворения произведения искусства, участие во взаимодействии с произвдениями искусства .

Карты «ОН» стали исходным пунктом нового актуального и востребованного направления — ассоциативных метафорических карт. Кроме них существуют и другие колоды, которые могут использоваться как сами по себе, так и в комбинациях друг с  другом.

Метафорические ассоциативные карты используются на индивидуальных консультациях и терапевтических сессиях, в тренингах, интерактивных беседах, на практических занятиях, являются профессиональным инструментом педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самопознанию и саморазвитию, способствуют созданию атмосферы, в которой можно получить доступ к своему творческому началу.

Метафорические карты дают возможность для:

  • ·       обхода рационального мышления;
  • ·       помощи в создании диалога между внешним и внутренним;
  • ·       выражения, формулировки и конкретизации событий;
  • ·       ассоциаций и проекций.[2]

Интеграция психологической работы с МАК и образовательных технологий открывает новые перспективы  для творческой работы педагогов и психологов.

Артпедагогические приемы использования МАК

В рамках системы повышения квалификации на кафедре культурологии СПб АППО разработана методика использования метафорических карт как инструмента взаимодействия с произведениями искусства. От личностных смыслов, которые проявляются в работе с МАК, участники  переходят к личностному  восприятию произведений искусства. Включение в групповой работе метафорического ассоциативного мышления позволяет считывать глубокие универсальные смыслы, нередко скрывающиеся в простых бытовых сюжетах и обыденных повседневных формах.

Методика применялась для работы с учителями предметной области «Искусство» на кафедре культурологии СПб АППО в форматах практических семинаров и мастер-классов, а также в ходе реализации краткосрочных курсов повышения квалификации по программе «Методы и технологии артпедагогики в освоении языка изобразительного искусства». Целью методики является личностное развитие через раскрытие и активизацию творческого потенциала.

Для реализации методики возможны различные варианты работы с МАК. В данном случае использовались колоды «ОН» и «Морена», но можно брать и другой стимульный материал. Групповая работа строилась в зависимости от временного формата. При этом важно было получить результат личного восприятия, не обусловленного влияниями восприятия других участников работы. Иногда участники пытались спорить, отстаивая свое мнение. В таких случаях им пояснялось, что каждый имеет право на собственное восприятие, которое отражает не столько  содержание изображенного образа, сколько внутренний мир и внутреннюю ситуацию самого человека, вступающего во  взаимодействие с этим образом. Именно противоречия в трактовке одного и того же образа зачастую открывают участникам универсальные смыслы, которые можно увидеть за ним.

После работы с МАК легко протекает работа со смысловым полем произведения искусства. Актуализируется его смысловая, а не только формальная сторона.

 Предварительная работа с метафорическими картами подготавливает участников к тому, что значение имеет их личностное отношение к предложенному образу, а не знание о нем. Высказывая свое мнение, они продвигались к постижению все более глубоких смыслов, заложенных в предложенных произведениях искусства, постепенно приходя к осознанию высочайших гуманистических ценностей, манифестация которых и является одной из важнейших функций искусства.


[1] Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2008

[2] http://rus.psygenesis.eu/library/182-rssrsryos-rssrsryorsryorirr-rrsrsrsryosrsryeryos-ryerss.html

Comments are closed.