Специфика современного искусства и особенности его восприятия
Хащанская М.К.
Специфика современного искусства и особенности его восприятия
Статья опубликована в сборнике "Материалы V Всероссийской культурологической научно-практической конференции «Современное искусство в школе: новый формат». СПбАППО, 2013.
Однажды в царствование императора Тиберия из Пелопоннеса (Греция) в Италию шел корабль с грузом и людьми. Когда он проходил мимо острова Паксос, с берега кто-то окликнул египтянина Фармуза, кормчего корабля. Тот отозвался, и неизвестный голос велел ему, чтобы тот, когда корабль будут проходить другой остров — Палодес, возвестил там, что «умер великий Пан». Кормчий так и сделал, и со стороны Палодеса до него тут же донеслись плач и стенания.
Из легенды, изложенной древнегреческим историком Плутархом (ок. 45—127) в его сочинении «Об упадке оракулов» (гл. 17)[1]
Два этапа становления современного искусства
Почему большинству наших современников трудно понять и принять современное искусство? Почему некоторые считают сегодня, что искусство умерло?
Возглас «Умер великий Пан» стал метафорой, обозначающей конец одной эпохи и начало другой. Это же можно сказать и о современном искусстве.
Чтобы определить специфику современного искусства и понять особенности его восприятия, следует определиться с тем, что мы понимаем под этим термином.
В английском языке существует два термина: modern art и contemporary art.
Слово «modern» переводится как современный, новый. Этот термин связан с направлениями модернизма[2].
«Сontemporary»[3] же, являясь синонимом слова «modern» – новый, современный; модернистский, ультрасовременный, имеет при этом свой особый смысл и, кроме того, переводится как: одного возраста; одной эпохи; живущие или существующие в одно время, одновременный, синхронный, совместный. Нюансы перевода отражают, как нельзя лучше, особенности нового искусства, существующего, изменяющегося и формирующегося на наших глазах.
Термин «contemporary art» впервые ввела в употребление американский критик современного искусства Розалинда Краусс в своей диссертации о скульпторе Дэвиде Смите в 1969 году.
Исходя из сравнения значений этих терминов, можно предложить рассматривать два периода в развитии и становлении современного искусства. При этом интересным представляется знакомство с перечнем мировых музеев современного искусства, в который входят как Museums of Modern Art, так и Museums of Contemporary Art[4], из которого можно видеть, что почти все Museums of Contemporary Art основаны в последние годы, в то время, как большинство Museums of Modern Art были созданы до 60-х годов XX века.
Первый период. Modern art
Началом первого периода можно условно считать последнюю треть XIX века, когда импрессионисты шокировали парижскую публику своими работами, казавшимися тогда возмутительными добропорядочным обывателям. Сегодня нам трудно понять, как можно не воспринимать красоту работ Ренуара, К. Моне, Э. Моне, Писарро и многих других художников того времени, чьи работы сегодня хранятся в лучших музеях мира. Почему же современники не были способны наслаждаться перламутровыми переливами и тончайшими живописными оттенками воздушной среды импрессионистов, в то время, как сегодня мы готовы ехать в другие страны и платить большие деньги только для того, чтобы полюбоваться на их полотна?
Один из возможных ответов состоит в том, что каждая социокультурная эпоха характеризуется своим особенным характером восприятия. Конец XIX века стал началом конца чувственного типа культуры, характеризующегося доминантой формы и приоритетом чувственных ценностей, то есть ценностей, познаваемых посредством физических органов чувств[5]. Формы, многообразие которые художники научились передавать в совершенстве, исчерпали и выхолостили себя. Господствующие рационализм и прагматизм, стремящиеся наделять формы рациональными надуманными смыслами, породили мертвый формализм, вызывающий протест у художников, для которых вдохновенное дыхание жизни было непременным условием творчества. И они выразили свой протест в виде шокирующей в то время манеры писать туманно и трепетно, цветными запятыми, запечатлевая, таким образом, сиюминутное мгновение жизни.
Искусство импрессионизма является переходной формой от фигуративного искусства, которое принято считать традиционным, к новому искусству, обозначаемому термином modern art. За импрессионистами последовали постимпрессионисты – Сезанн, Ван Гог, Гоген и Лотрек, положившие начало бесчисленному множеству стилей и направлений – измов – современного искусства.
Это действительно было что-то новое, непривычное, а потому пугающее обывателя. Это новое искусство имело своей основной задачей выбить восприятие человека из обыденной рутины, пробудить его к осознанности каждого момента жизни. Художники начала ХХ века вдохновлялись искусством юго-восточной Азии и Дальнего Востока – Японии и Китая, пронизанным философией дзен-буддизма, манифестирующим пробужденность и осознанность основной целью человеческого существования. Отсюда понятен эпатирующий характер модернизма, который постоянно ищет новые формы, для того, чтобы удивить и шокировать зрителя, поставить его в тупик, возмутить, вызвать раздражение. Фактически модернизм в свое время стал провокацией к изменению характера восприятия, что и последовало. По мере изменения фокуса восприятия модернизм все меньше шокировал обывателя, все более приближаясь к традиционному искусству, способному доставлять эстетическое удовольствие.
Это, а также бесконечное генерирование новых форм привело к трансформации modern art в contemporary.
Второй период. Contemporary art
Отсчет второго периода в развитии современного искусства начинают обычно с творчества Марселя Дюшана и Джона Кейджа, которые ввели понятие вариативных структур. Вариативные структуры подразумевают процесс постоянного изменения, развития и становления, многозначность и многоуровневость творчества и восприятия. Обращение Кейджа к энергии паузы в музыке созвучно провозглашению черного квадрата Малевича потенцией всех вещей, полнотой всех непроявленных форм. И пауза, и черный квадрат представляют собой предельную вариативность, переходящую в свою противоположность. Отсюда и постоянство изменения – противоречие, заключающееся в самой эпохе, меняющей полюса культурных ценностей. Пауза, благодаря непредсказуемости того, что и когда последует за ней, стала манифестацией открытого непредсказуемого характера живого творческого процесса, содержащего в себе бесконечный потенциал воплощения.
Не случайно именно в это время происходят открытия в области ядерной и квантовой физики – теория относительности Энштейна (1915г.), а главное, принцип неопределенности Гейзенберга (1927 г.)[6], основными идеи которого заключались в том, что
1. Элементарная частица может находиться в пределах своей орбиты одновременно сразу во многих местах – то есть, его локализация размыта и может быть описана функцией вероятности нахождения.
2. При этом частица обладает одновременно как свойствами материального объекта, так и волновыми, то есть, является и материей, и энергией, имеет дуальную природу.
Нетрудно увидеть в этих открытиях провозвестие эпохи виртуальной реальности, в которую мы все глубже погружаемся сегодня.
И, подобно тому, как частица имеет двойственную природу, соединяя в себе противоположности, не существующие одна без другой, так и произведения искусства объединяют в себе формы и смыслы, порождающие в результате своего взаимодействия все многообразие жизни.
Микрокосм подобен макрокосму, и оба подобны психокосмосу. «То, что находится внизу, подобно находящемуся наверху и обратно, то, что находится наверху, подобно находящемуся внизу, ради выполнения чуда единства». [7]
Характерные особенности современного искусства
Говоря о современном искусстве, которое можно определить термином contemporary art[8], можно выделить ряд особенностей, отличающих его от того искусства, которое принято называть традиционным.
Под традиционным искусством будем понимать искусство, основная функция которого заключается в том, чтобы доставлять чувственное эстетическое наслаждение зрителю, пассивно созерцающему произведение искусства.
При этом интересно отметить, что сегодня modern art становится вполне традиционным, вписавшись в эстетические идеалы нашего времени, утрачивая тем самым свою основную функцию – пробуждать спящее сознание к восприятию каждого мгновения бытия.
1. Современное искусство концептуально. Оно всегда несет идею, даже когда манифестирует абсурдные вещи.
2. Традиционное искусство определяется форматом ценностей культурного типа, в котором оно существует, а современное искусство – contemporary art – открыто к вариативности смыслов и интерпретаций. Для него характерна метафоричность, недосказанность. Это пространство смыслов, которые невозможно выразить фигуративным языком образов повседневной реальности. Это чудо, прорывающееся сквозь рутинную обыденность.
3. Сontemporary art предельно креативно, при этом продуктом творчества является не произведение искусства определенного жанра, но арт-объект. Арт-объект является системой, состоящей из собственно продукта творчества и контекста, среды, в которой существует, и является посредником между художником, творцом, и потребителем продукта его творчества. Арт-объект генерирует процесс взаимодействия между творцом и потребителем, провоцируя его на активную позицию по отношению к продукту творчества, включая потребителя в творческий процесс, приглашая к сотворчеству, выстраиванию взаимосвязей, коммуникаций.
4. Сontemporary art – сиюминутно, эфемерно, направлено на момент «здесь и сейчас». Оно находится в постоянном развитии, формировании, изменении, поскольку момент «здесь и сейчас» не останавливается, пребывая в вечном движении. Это сама жизнь. Временная материальная форма воплощает вечную универсальную идею. И по-другому не бывает, поскольку универсальные идеи невозможно заключить в рамки определенных незыблемых форм. Рано или поздно эти рамки затрещат по швам под напором новых смыслов, метафор и образов, через которые универсальные идеи проявляются в реальном мире.
5. Искусству contemporary присуща акционность, предполагающая взаимодействие, многоуровневую коммуникацию: взаимодействуя с арт-объектом, мы обращаемся к самим себе, сверяясь с другими зрителями и с автором текста культуры. Такое взаимодействие осуществляется через новые формы представления и восприятия: инсталляцию, перформанс, хэппеннинг.
6. Сегодня мы наблюдаем все более глубокое слияние искусства с жизнью. Темы современного искусства часто повседневны до безобразия. Новые формы современного искусства заставляют зрителя всматриваться в самые обычные мгновение жизни, осознавая их до мельчайших подробностей. Перформанс – это призыв к тотальной осознанности человеком каждого мгновения бытия. Трудно распознать, где кончаются границы того, что является искусством и начинается сама жизнь. Жизнь обычного человека превращается в произведение искусства, пробуждая в нем импульс к творчеству. Человек сам становится арт-объектом, текстом культуры, имеющим уникальную ценность. Осознавая свою ценность, мы становимся способны ценить так же и другие вещи и явления этого мира. Ценя и уважая самого себя, человек так же ценит и уважает все, с чем он приходит в соприкосновение. В этом проявляется глубокий гуманистический смысл современного искусства.
7. При том, что перформанс или хэппеннинг не ставят задачу воплощения какого-либо смысла, у зрителей и участников включается поток ассоциаций, связанных с действиями, которые они выполняют, или образами, которые они воспринимают. В результате каждому открывается некий личный смысл, имеющий для него актуальнейшее значение, нередко включающий инсайт более мощный, чем при взаимодействии (созерцании) с традиционным произведением искусства, которое имеет целью направить восприятие зрителя в определенное, заранее заданное русло. Там уже есть ответ, совет, поучение, определенность. Здесь пространство неопределенности открывает беспредельную вариативность, возможность свободного выбора. Это пугает обычного человека, жизнь которого протекает в рамках рутины повседневности. Выход за пределы этих рамок позволяет прикоснуться к возможности получить неограниченный ресурс вдохновения и творчества.
8. Для современного искусства характерно цитирование классических образцов, использование их в неожиданных контекстах, в которых они приобретают гротескный или иной смысл.
9. Современное искусство становится все более «артельным». Образование культурных кластеров, объединение художников в различные группы – союзы, общества, ассоциации и т.п. способствует их успешности на рынке искусства. Принадлежность к определенной группе, ее идеям и ценностям часто становится эффективным средством продвижения. Эта тенденция напоминает о том, что для чувственных культур авторство имеет большое значение, в то время, как для сверхчувственных совершенное авторство может быть присуще только Высшей Силе, поэтому история культуры не оставляет нам имен художников таких эпох. Наше время, являясь периодом смены культурных типов, содержит в себе как тенденции уходящей чувственной культуры, так формирующейся сверхчувственной, одной из характерных черт которой является доминанта коллективного сознания[9].
Особенности восприятия современного искусства
Перечисленные особенности дают возможность осмысления того, каким образом сделать современное искусство доступным восприятию учителей, и, особенно, педагогам предметных областей, связанных с искусством, чтобы они, в свою очередь, могли донести до своих учеников его гуманистический смысл и глубину содержания. Реальная картина такова, что большинство учителей, в том числе, и учителей изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры не воспринимают современное искусство, потому что не понимают его специфики. Они ожидают от него эстетического наслаждения, в то время, как современное искусство имеет совершенно иную миссию, решает иные задачи. Находясь в авангарде социокультурных перемен, оно не только пассивно отражает их, но и активно им способствует, призывая нас становиться у руля изменений и совместно творить наше общее будущее. Для активного участия в этом процессе нам следует развивать свое восприятие, чтобы чувствовать и понимать себя и культуру и свое место в культурном контексте.
Диапазон восприятия зависит от многих факторов, в том числе, от возможностей перцептивного восприятия физическими органами чувств, от степени социализации человека и адаптации в присущей ему культурной среде, от уровня личностного развития, образованности, коммуникативности, гибкости мышления, готовности принимать новое, от умения выстраивать связи между вещами и явлениями, способности к метафорическому мышлению и др. И если наши способности к перцептивному восприятию, по большей части, определены физиологически, и мы не можем развить их выше некой планки, то такие факторы, как личностное развитие, образованность и т. п. во многом зависят от нашего собственного выбора и нашей жизненной позиции. Таким образом, современное искусство можно рассматривать как проблему, мотивирующую к росту, развитию, изменениям.
Специфика современного искусства обусловлена, в том числе, его функцией балансировать работу правого и левого полушарий, что способствует развитию интуиции, ассоциативного, образного, символического и метафорического мышления в противовес логике и рацио, доминировавших в последние столетия.
Кроме того, понимание характерных особенностей современного искусства позволит находить эффективные способы взаимодействия между учителями и учениками и сближать их жизненные позиции, а также способствовать взаимопониманию и находить новые формы творческого партнерского сотрудничества, что является необходимыми условиями реализации рефлексивно-гуманистической образовательной модели, востребованной временем.
[1] http://alphabeta.com.ua/kryl/page/umer_velikiy_pan.2791 Из легенды, изложенной древнегреческим историком Плутархом (ок. 45—127) в его сочинении «Об упадке оракулов» (гл. 17)
[2] Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
[3]http://lingvo.yandex.ru/contemporary/%D1%81%20%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/LingvoUniversal/
[4]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B5%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0
[6] Шредингер Э. Избранные труды по квантовой механике. М., Наука, 1976, с. 210 – 217.
[8] Современное искусство (англ. contemporary art; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E2%F0%E5%EC%E5%ED%ED%EE%E5_%E8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE
[9] Хащанская М.К. Системный подход и принцип гармонии.// Психотерапия – 2010 – № 4